Председатель Совета Федерации Сергей Миронов встретится с участниками танцевального ансамбля "Калинка" (г.Сан-Хавьер, Уругвай). Сергей Миронов познакомился с ними во время своего официального визита в Уругвай в июне.
Гордостью Культурного центра имени Максима Горького Сан-Хавьера является танцевальный ансамбль «Калинка». Вообще русские танцы и музыка, наряду с языком отцов и дедов, традиционно служили своего рода «визитной карточкой» города. В тяжелые первые годы после приезда переселенцы, закончив работу, забывали обо всех трудностях и проблемах, пускаясь в пляс под звуки аккордеона. Что уж говорить о праздниках, на которых танцы (например, краковяк) были своего рода «обязательной программой».
Первая в Сан-Хавьере танцевальная студия возникла в 1943 году при Славянском молодежном центре. Любопытно, что состояла она в основном из юношей, которые танцевали под аккордеон, реже – под балалайку. Первым руководителем студии был Хуан Симогляд, представитель второй волны иммигрантов.
Большой вклад в развитие коллектива внесла балетмейстер Виктория Томина, специализировавшаяся на классическом балете. Она приехала из России для работы в Культурном центре имени М.Горького г.Монтевидео, но согласилась периодически работать и в Сан-Хавьере. С 1950 года она приезжала туда раз в месяц на три дня (пятница, суббота и воскресенье). Занятия длились три часа в день, причем первый час был полностью посвящен гимнастике и упражнениям у станка. Иногда вместо нее приезжал Валентин Бененштейн, отлично игравший на аккордеоне; в остальное время занятия проводила Гладис Забалкина. С самыми маленькими занималась Сара Биденко, дебютировавшая в качестве преподавателя, когда ей было всего 15 лет. Забавно, что когда какой-либо девочке не хватало пары, Сара сама переодевалась в мальчика и исполняла «мужскую партию».
Первые танцевальные костюмы были привезены из Монтевидео; позже руководство Центра начало закупать ткани, и костюмы стали шить сами танцоры. Обувь им делал Басилио Горлов.
В репертуаре ансамбля были различные народные танцы, в том числе гопак, цыганский танец, «две гитары», «березка», «танец с мечом», казачок, «матросы», «аркан», «тройка». С годами возникла традиция вместе встречать Новый год, обязательными участниками которого являлись Дед Мороз и Снегурочка. Во время этого праздника дети, одетые в национальные костюмы, водили хоровод вокруг новогодней елки (за неимением в Уругвае елок ее «роль» исполняла сосна).
В 60-е годы занятия ансамбля проводили Гладис Забалкина, Катя Хлякина, Ольга Гурина. Аккомпанировали Хуан Биденко, Лало Лейба, Рауль Аняско, Эктор Кольман и Хорхе Гурин.
В 1970 году ансамбль получает свое нынешнее название – «Калинка». Его придумал молодежный комитет Культурного центра им.М.Горького (возглавлял комитет танцор Альберто Семикин). Тремя годами позже Мария Забалкина и Анна Семикина начинают организацию на базе «Калинки» школы русского танца, рассчитанной на детей, молодежь и взрослых. Ансамбль тесно взаимодействует со школой и лицеем Сан-Хавьера, различными учреждениями городов Пайсанду, Юнг, Сальто, Фрай-Бентос, Мерседес, Монтевидео и ряда других, участвует в мероприятиях, организуемых властями департамента Рио-Негро и объединениями соотечественников уругвайской столицы.
В годы военной диктатуры, когда власти Уругвая запретили деятельность Культурного центра им.М.Горького, ансамбль был распущен. В 1985 году Центр открыли вновь, но у «Калинки» не осталось ни костюмов, ни аккордеона, ни звукоаппаратуры – только сцена и горячее желание возобновить занятия танцами, в которых ее участники видят способ сохранения культуры своих предков. С восстановленным ансамблем, в котором на первых порах было всего 12 юношей и девушек, работают Анна Семикина и Хосе Эррамуспе. В 1990 году их сменяет преподаватель Ольга Гурина. С 1993 года танцы вновь готовят Анна Семикина и Хосе Эррамуспе, на аккордеоне играет Хорхе Гурин.
В 1996 году работу с младшей группой начинает вести преподаватель Елена Хлякина, два года учившаяся в Москве. Четырьмя годами позже она становится руководителем всего коллектива.
В 1997 году ансамбль впервые получает финансовую помощь от Министерства образования и культуры Уругвая в рамках программы поддержки национальных танцевальных коллективов.
В 1999 году, когда по разным причинам ансамбль остался без преподавателя, занятия проводят девушки из старшей группы – Валерия Эррамуспе и Даяна Кочубей.
В 2005 году «Калинка» участвует в Ибероамериканском фестивале танцевальных коллективов, выступая с концертами в городах Мерседес, Фрай-Бентос, Монтевидео, Пайсанду, Мальдонадо и Сальто. По итогам фестиваля коллектив получает первый приз за лучшую хореографию и многочисленные дипломы. Первое место среди руководителей танцевальных ансамблей, участвовавших в конкурсе, занимает Елена Хлякина.
После смерти в апреле 2007 года Елены Хлякиной, посвятившей много лет работе с «Калинкой» и добившейся с ней больших успехов, руководство ансамблем переходит к ее ученицам – Клаудии Сбрес, Веронике Бетанкур и Патрисии Загородько. В том же году Посольство России в Уругвае организует приезд в Сан-Хавьер заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, руководителя детского танцевального ансамбля «Росинка» (г.Воронеж) Н.П.Тарасенко, которая ставит несколько танцев каждой возрастной группе «Калинки». В 2008 году Н.П.Тарасенко вновь работает в Сан-Хавьере. Она привозит для участников ансамбля 20 народных костюмов, сшитых воронежскими мастерами.
В октябре 2009 года, в ходе визита в Сан-Хавьер делегации в составе президента Фонда поддержки соотечественников «Ока» Т.В.Полосковой и главы издательского дома «Русский век» Д.В.Савченкова, а также дипломатов Посольства России в Уругвае во главе с Послом С.Н.Кошкиным в дар «Калинке» был передан комплект современной звукоаппаратуры.
В настоящее время художественным руководителем ансамбля является преподаватель Анна Семикина.
Когда «Калинка» представляет Сан-Хавьер в других городах, зрители встречают исполняемые ей русские и украинские народные танцы с неизменным восторгом, бурей аплодисментов, со слезами на глазах от переполняющих их эмоций... Такой успех не приходит легко, это результат долгих часов работы на репетициях.
Сегодня, спустя 96 лет после образования Сан-Хавьера, его основатели были бы довольны тем, как их потомки поддерживают и сохраняют танцевальные и музыкальные традиции своей далекой Родины.
По материалам книги "Русские в Уругвае: история и соверменность"