Состоялось 285-е заседание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
ОТКРЫЛОСЬ ДВЕСТИ ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Около шестидесяти вопросов вынесено в повестку открывшегося заседания Совета Федерации, которое завершает осеннюю сессию палаты российского парламента. Парламентарии рассмотрят законы о ратификации международных документов, правовые акты «О Следственном комитете РФ», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», поправки к действующему законодательству.
С информацией об итогах председательствования России в СНГ в уходящем году в рамках «правительственного часа» на заседании выступит Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ ФРАНЦИИ И РОССИИ БУДУТ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ СВОБОДНЕЕ
24 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 285-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства».
Препон на пути трудовой миграции меду Россией и Францией теперь будет меньше. Совет Федерации ратифицировал 24 декабря 2010 года на 285-м пленарном заседании двустороннее межправительственное Соглашения о временной трудовой деятельности.
Документ предусматривает преференции, в частности, для работников представительств юридических лиц, сотрудников предприятий одной компании, руководителей предприятий, высококвалифицированных работникам, молодых специалистов, лиц в возрасте от 18 до 30 лет, въезжающих по визе «каникулы-работа». Для них предусмотрены значительные упрощения порядка пребывания и работы, например, отказ от квот, ограничивающих трудовую деятельность, а также от оценки целесообразности их привлечения и использования, освобождение от миграционного учета при условии, что срок нахождения в стране не будет превышать десять рабочих дней.
Кроме того, Соглашением устанавливаются определенные визовые послабления. В частности, молодым специалистам бесплатно выдается виза сроком действия до одного года с возможностью последующего продления пребывания на срок заключенного трудового договора, но не более чем на два года с момента въезда.
Для решения вопросов, связанных с реализацией Соглашения, а также выработки рекомендаций по его совершенствованию Стороны создают совместную рабочую группу.
ШВЕЙЦАРИЯ СТАНЕТ ДЛЯ РОССИЯН ДОСТУПНЕЕ
24 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 285-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Швейцарской Конфедерации».
Россиянам поехать в Швейцарию станет проще. Совет Федерации ратифицировал 24 декабря 2010 года на 285-м пленарном заседании двустороннее межправительственное Соглашение об упрощении выдачи виз гражданам Швейцарии и России.
Этот порядок распространяется на оформления однократных виз сроком действия до 3 месяцев по обращению принимающей организации без предъявления приглашений для достаточно широкого круга лиц. К ним относятся члены официальных делегаций, предприниматели, водители и члены поездных бригад, журналисты, деятели науки, культуры и образования, школьники, студенты и аспиранты, направляющиеся на учебу или учебную стажировку, участники международных спортивных мероприятий и программ обменов между породненными городами, лица, посещающие воинские и гражданские захоронения, а также близкие родственники граждан, находящихся на законных основаниях на территории обоих государств.
Кроме того, Соглашение регламентирует процесс оформления многократных виз сроком действия до пяти лет, сроки оформления и сборы за оформление виз. Для владельцев дипломатических паспортов предусматривается безвизовый режим поездок на срок не более двух месяцев каждые полгода.
По мнению Комитета Совета Федерации по международным делам, Соглашение внесет существенный вклад в развитие и расширение отношений России и Швейцарии.
РОССИЯ И ЯПОНИЯ БУДУТ СОТРУДНИЧАТЬ В МИРНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
24 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 285-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии».
Сотрудничество России и Японии в мирном использовании атомной энергии будет строиться на основе принципов равноправия и взаимной выгоды. Это предусматривает двустороннее межправительственное Соглашение, ратифицированное 24 декабря 2010 года Советом Федерации на 285-м пленарном заседании.
Оно регулирует такие направления сотрудничества, как разведка и разработка урановых месторождений, проектирование, строительство и эксплуатация легководных реакторов, переработка и обращение с радиоактивными отходами, ядерная безопасность, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды. Документ регламентирует также передачу ядерного материала, оборудования и технологий.
Кроме того, Соглашение предусматривает возможность реализации экономических проектов в ядерной области в рамках международных обязательств обеих стран, включая обязательства по отношению к Международному агентству по атомной энергии.
Соглашение заключено на двадцать пять лет после чего остается в силе до тех пор, пока любая из договаривающихся Сторон не выскажет намерения прекратить его действие. С даты его вступления в силу прекращает действие Соглашение 1991 года, так как оно не в полной мере соответствует современным потребностям и коммерческим интересам государств.
Соглашение, считает Комитет СФ по международным делам, отвечает интересам Российской Федерации, является основополагающим документом для развития широкомасштабного взаимовыгодного российско-японского сотрудничества в сфере атомной энергетики, реализация которого послужит дальнейшему укреплению стратегического партнерства между нашими государствами.
СОЗДАНА РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ КОМПАНИЯ «ДОРНОД УРАН»
24 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 285-м пленарном заседании Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о создании Совместной компании с ограниченной ответственностью «Дорнод уран».
Способствовать развитию конструктивного экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Монголией и развитию отечественной атомной отрасли будет двустороннее межправительственное Соглашение о создании совместной компании «Дорнод уран».
Компания является монгольским юридическим лицом с российским участием в уставном капитале. Формирование долей учредителей планируется на основе паритета. При этом предусматривается запрет на отчуждение доли в уставном капитале на публичных торгах.
Соглашение определяет основные направления деятельности, регулирует гражданско-правовые, административные и налоговые вопросы деятельности Компании, а также механизм разрешения споров в случае возникновения разногласий.
ПРОДОЛЖЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
24 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил на 285-м пленарном заседании Федеральные законы «О ратификации Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств – членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года» и «О ратификации Протокола о внесении изменений в Cоглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года».
Высокопоставленные должностные лица государств – членов Таможенного союза будут освобождены от досмотра личного багажа на границе организации. Это предусматривает Соглашение, ратифицированное 24 декабря 2010 года Советом Федерации на 285-м пленарном заседании.
К указанным лицам отнесены прекратившие свои полномочия президенты государств – членов Таможенного союза и следующие вместе с ними члены семей. Данный режим таможенного контроля распространяется также на российских и аналогичных белорусских Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Для Казахстанской Стороны этот круг расширен. Дополнительно в него включены Государственный секретарь, Руководитель Администрации, Управляющий делами и начальник Службы охраны Президента, Генеральный Прокурор, Председатель Национального Банка, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
Эти чиновники освобождаются от досмотра личного багажа, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей и депутатских полномочий.
Соглашение вступает в силу со дня уведомления о выполнения Сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.
Документ подготовлен в развитие положений Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и, по мнению Комитета СФ по международным делам несомненно, повысит эффективность работы национальных таможенных органов и Таможенного союза в целом.
* * *
Увеличить товарооборот между государствами-участниками Таможенного союза, обеспечивая при этом соблюдение международных обязательств Сторон в области карантина растений призван протокол, ратификацию которого одобрил 24 декабря 2010 года Совет Федерации на 285-м пленарном заседании.
Протокол определяет процедуры карантинного фитосанитарного контроля при ввозе и вывозе подкарантинной продукции. Он вводит систему уведомления о предъявляемых к подкарантинной продукции фитосанитарных требованиях, учитывая возникающие риски, а также уточняет содержание партии соответствующей продукции.
Акт расширяет также возможности Сторон при внесении изменений и дополнений в документы, регламентирующие осуществление карантинного фитосанитарного контроля.
* * *
Протокол о внесении изменений в Cоглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, ратифицированный сенаторами в тот же день, упрощает ввоз подконтрольных грузов. Одновременно он детализирует объекты контроля, а также расширяет возможности Сторон при утверждении единых форм ветеринарных сертификатов.
ОДОБРЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИИ
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». На рассмотрение палаты закон представил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
На 285-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». На рассмотрение палаты закон представил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
Цель Федерального закона - повышение объективности следствия, улучшение качества расследования и увеличение раскрываемости преступлений, обеспечение законности в сфере уголовного судопроизводства и, следовательно, неукоснительное соблюдение и защита конституционных прав и свобод человека.
Для реализации указанной цели одобренным Законом предусмотрено выделение органов предварительного следствия из органов прокуратуры и создание самостоятельного государственного органа – Следственного Комитета Российской Федерации, действующего на принципах независимости и централизации своих органов в области возбуждения и предварительного расследования уголовных дел, отнесенных к его компетенции.
Документом определяются цели, задачи и принципы деятельности Следственного комитета, устанавливается структура Следственного комитета и система его следственных органов, порядок прохождения службы в Следственном комитете, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников Следственного комитета, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета, а также финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета.
В 2007 году была проведена реорганизация прокуратуры, в результате которой был создан Следственный комитет, получивший определенную организационную независимость. Это закономерно потребовало дальнейшего размежевания органов следствия и органов надзора за законностью.
Руководство деятельностью комитета осуществляет Президент России, который назначает и освобождает от должности Председателя Следственного комитета, а также утверждает Положение о Следственном комитете.
В документе отмечается, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом России осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, представленными федеральным законодательством.
По мнению законодателей, реформирование органов следствия носит эволюционный характер, проводится с учетом исторического опыта, реального состояния законности и правопорядка в Российской Федерации. В свою очередь функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации и создание широкого ведомственного контроля, считают парламентарии, обеспечит необходимые условия для эффективной реализации полномочий органов предварительного следствия по расследованию преступлений.
Федеральный закон последовательно отделяет полномочия следствия от полномочий прокуратуры по надзору, наделяет органы следствия широкими полномочиями по борьбе с преступностью, по проведению расследования, предусматривает ряд мер по усилению независимости следственных органов, по обеспечению невмешательства каких-либо органов в их деятельность, что следует рассматривать в качестве положительного момента, обеспечивающего эффективность деятельности следственных органов.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОКУРАТУРЕ
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». На рассмотрение палаты закон представил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
На 285-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». На рассмотрение палаты закон представил председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков.
Законом вносятся изменения в 29 законодательных актов Российской Федерации в связи с созданием Следственного комитета России вне системы прокуратуры страны.
В частности, документом вносятся изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», исключающие полномочия следственных органов Следственного комитета России из компетенции органов прокуратуры.
Законом вносятся также изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые уточняют полномочия прокуроров по надзору за предварительным следствием.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ОДОБРИЛ ЗАКОН, КОТОРЫМ ВВОДЯТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ СТАВКИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ». Разработанный во исполнение положений Бюджетного послания Президента России Федеральному Собранию правовой акт вводит дифференцированный порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче угля. Им устанавливаются пониженные ставки налога для участков недр с высоким содержанием метана и склонностью угля к возгоранию. Как отмечалось в ходе обсуждения, закон призван стимулировать привлечение инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасных условий работы горняков.
Как самостоятельные виды полезных ископаемых законом устанавливаются виды угля: антрацит; уголь коксующийся; уголь бурый; уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. Налоговая база по этим видам полезных ископаемых будет определяться как количество добытого сырья в натуральном выражении. Для каждого вида углей предлагается установить ставки налога за 1 тонну: 47 рублей - антрацита, 57 рублей - угля коксующегося, 11 рублей - угля бурого, 24 рубля - угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. Налоговые ставки предлагается умножать на устанавливаемые по каждому виду угля коэффициенты-дефляторы. Эти коэффициенты учитывают изменение угольных цен в России и устанавливаются ежеквартально.
Для стимулирования инвестиций в обеспечение безопасности при добыче угля законом предлагается установить для налогоплательщика возможность выбора: уменьшить сумму налога на величину экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов на обеспечение безопасных условий труда либо учесть эти расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Применение дифференцированного подхода, с точки зрения законодателей, позволит более объективно осуществлять налогообложение НДПИ при добыче угля, повысит экономическую эффективность многих угледобывающих предприятий, будет способствовать стимулированию недропользователей к инвестированию средств в обеспечение безопасных условий и охраны труда.
Как отмечалось в ходе обсуждения, дифференцированный подход при налогообложении НДПИ законом предлагается распространить лишь на виды углей, а также степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию. В то же время, указывалось на заседании, не предлагается дифференциация налогообложения по условиям добычи, качеству и объемам запасов месторождений и месту их расположения.
Парламентарии подчеркнули, что принятие закона приведет к сокращению налоговой базы субъектов Федерации, особенно угледобывающих регионов.
ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ РОССИИ ПРЕДОСТАВИЛИ БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации». Закон на рассмотрение палаты представил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.
На 285-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации». Закон на рассмотрение палаты представил председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.
Одобренный Федеральный закон направлен на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации.
Данный документ разработан в целях создания правовой базы при реализации мер, направленных на сокращение количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска при сохранении всех установленных законодательством Российской Федерации иных видов государственного контроля в пунктах пропуска с учетом их специализации по видам перемещаемых товаров.
Законом предусматривается передача таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска транспортного контроля в полном объеме, а также полномочий по проверке документов в отношении грузов, товаров и животных, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля: санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного, при прибытии товаров на территорию Российской Федерации.
Действие Федерального закона будет распространяться на юридических и физических лиц, должностных лиц таможенных органов, а также органов, осуществляющих санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль.
Документом устанавливается, что проведение таможенными органами проверки документов в части осуществления карантинного фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного контроля будет производиться в специализированных пунктах пропуска. Осуществление таможенными органами полномочий по проведению транспортного контроля будет производиться во всех пунктах пропуска.
Как отмечается в Законе, порядок государственного контроля не будет применяться в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при рыболовстве, и произведенной из них рыбной и иной продукции.
Порядок проведения в пунктах пропуска вышеперечисленных видов государственного контроля подлежит установлению актами Правительства Российской Федерации (ведомственными правовыми актами в отношении проведения государственного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами), технология их проведения - ведомственными правовыми актами, в том числе межведомственного характера. Изменения вносятся в 6 законодательных актов.
Также предусмотрен особый порядок вступления в силу данного Федерального закона - по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Это связано с необходимостью внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства России, а также передачей штатной численности подразделений контрольных органов (должностных лиц), полномочия которых передаются таможенным органам и необходимостью их переобучения для реализации поставленных задач в пунктах пропуска.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИИ
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На рассмотрение палаты Закон представил председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин.
На 285-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». На рассмотрение палаты Закон представил председатель Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин.
Как напомнил сенатор, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» отмечено, что в целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов.
Во исполнение вышеуказанных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации одобренным документом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предоставляющие право организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль. Законом устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций для тех, кто осуществляет образовательную или медицинскую деятельность. Также предусматривается уменьшение сроков амортизации таких нематериальных активов, как исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения и так далее.
Документом вносятся изменения в нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, государственную пошлину, упрощенную систему налогообложения и земельный налог.
По мнению законодателей, положения Федерального закона направлены на стимулирование развития инноваций и оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, что будет способствовать приобретению и внедрению новых технологий.
ОГРАДИТЬ ДЕТЕЙ ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На рассмотрение палаты Закон представила первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева.
На 285-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На рассмотрение палаты Закон представила первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарева.
Одобренный Федеральный закон является составной частью пакета документов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности", разработанной Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа.
Закон направлен на реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере, закрепленных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 1300, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 9.10 2000 г. N Пр-1895, в статье 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", других федеральных законах, и ориентирован на выполнение международных обязательств государства по обеспечению защиты ребенка от информации, наносящей вред его благополучию и развитию (Конвенция ООН о правах ребенка, Европейская Декларация о свободе обмена информацией в Интернете, иные международные акты, определяющие принципы защиты детей от негативного влияния информации при распространении видеозаписей, средств массовой информации, развитии Интернет, мобильной связи, цифрового вещания). Принятие данного Закона будет способствовать унификации и гармонизации российского законодательства с нормами международного права и углублению международного сотрудничества в данной сфере.
Документом предлагается установить дополнительные правовые гарантии информационной безопасности несовершеннолетних и организационно-правовые механизмы защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе распространяемой с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, печатной продукции.
Необходимость принятия данного Закона обусловлена также интенсивным развитием новых информационных технологий (Интернета, мобильной, иных видов электронной связи, цифрового вещания), способных оказывать на детей негативное, в том числе психотравмирующее и растлевающее информационное воздействие, побуждать их к агрессивному, жестокому, антиобщественному и преступному поведению.
По мнению экспертов, в настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних осуществляется крайне неэффективно: на уровне не согласованных между собой правовых актов, имеющих преимущественно подзаконный, ведомственный характер, не охватывающих оборот наиболее опасных для детей видов информационной продукции (компьютерных и электронных игр, публичных зрелищных мероприятий). Законодательно не закреплены также требования к содержанию печатной, аудиовизуальной и электронной продукции, предназначенной для детей разных возрастных групп. Попытки устранения указанных пробелов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или саморегулируемыми организациями не обеспечивают правовых гарантий защиты детей в информационной сфере.
Одобренный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с оборотом научной и научно-технической информационной продукции, а также информационной продукции, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными законами, не регламентирует и содержание информационной продукции, предназначенной для взрослых лиц, не ограничивает доступ совершеннолетних лиц к какой-либо информации.
В документе формулируются критерии отнесения информационной продукции к информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка и вводится запрет на распространение среди детей информационной продукции, содержащей нецензурную брань; побуждающей детей к употреблению наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спиртосодержащей продукции, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; провоцирующей ребенка на совершение действий, ставящих в опасность его жизнь и здоровье; обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и жестокости, уголовно наказуемых деяний; призывающей к их совершению; информации порнографического характера и др.
Закон также ограничивает доступ несовершеннолетних определенных возрастных групп к информации, содержащей изображение или описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий, способной вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающей им ужас, а также к информации сексуального характера.
ИЗМЕНЕНА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА
24 декабря 2010 года на 285-м заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Представляющий закон председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов отметил, что Федеральный закон направлен на совершенствование законодательной базы в области рыболовства и предусматривает устранение терминологических противоречий и двусмысленного толкования ряда понятий. Устраняются отдельные пробелы в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением отдельных видов рыболовства.
Закон конкретизирует вопросы оборота водных биологических ресурсов и их воспроизводства, отношения в сфере охраны трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
В ходе обсуждения членами Совета Федерации была выражена обеспокоенность по поводу того, что вносимое изменение в Федеральный закон «О животном мире» может привести к исключению рыболовства из традиционных систем жизнеобеспечения граждан РФ – представителей коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока и старожильческого населения Севера. По оценкам выступавших, в действующем Федеральном законе и других законодательных актах отсутствует прямая норма, предусматривающая обязательность учета при разработке федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства правил рыболовства для коренных малочисленных народов традиционных методов и орудий добычи ими объектов рыболовства.
Председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев предложил отклонить закон с созданием согласительной комиссии. «Ни в одном другом законодательном акте право граждан на использование традиционных методов рыбной ловли не урегулировано», - подчеркнул он. Данное предложение в своих выступлениях поддержали члены Совета Федерации Вячеслав Попов, Николай Кондратенко, Валерий Кадохов.
Председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов предложил одобрить закон с протокольным поручением внести изменения в нормативно-правовую базу, учитывающие замечания сенаторов. По его словам, необходимые поправки содержатся в пакете законопроектов, который уже находится на рассмотрении в Государственной Думе.
Вячеслав Штыров, Михаил Капура, Юрий Солонин заострили внимание на том, что позиция сенаторов должна быть максимально объективной и направленной на кратчайший путь разрешения проблемы. «Представители коренных малочисленных народов должны читать закон и видеть там себя, а не различные отсылочные нормы», - сказал Ю.Солонин.
Заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова подчеркнула, что проблемы коренных малочисленных народов находятся под личным контролем Председателя Правительства РФ Владимира Путина.
Полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации А.Котенков обратил внимание членов Совета Федерации на возможность разработки отдельной поправки по вопросу о коренных малочисленных народах.
Полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации А.Яцкин и заместитель руководителя Росрыболовства А.Фомин заверили сенаторов в том, что дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере будет в центре внимания исполнительной власти.
По итогам голосования поправки были одобрены с принятием соответствующего протокольного поручения. Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов поблагодарил коллег за высказанные замечания и предложения и заверил, что Комитет СФ будет следить за выполнением протокольного поручения.
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ: ГОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СНГ – ПРОДУКТИВНО, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, РЕЗУЛЬТАТИВНО
24 декабря 2010 года на 285-м пленарном заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» выступил Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Темой «правительственного часа» стали итоги председательства РФ в Содружестве Независимых Государств в 2010 году.
Год председательства России в СНГ в уходящем году был чрезвычайно насыщенным мероприятиями и общими проектами, был продуктивным и результативным для России, подчеркнул глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая в Совете Федерации в рамках «правительственного часа».
«Мы придавали председательству России большое значение, ведь отношения с партнерами по Содружеству занимают особое место в ряду наших внешнеполитических приоритетов. И рассматривали председательство России в СНГ как возможность предпринять новые шаги с целью более полного задействования этого важного ресурса в интересах каждого государства-участника, и чтобы дать импульс приоритетным для всех нас направлениям сотрудничества», - подчеркнул Сергей Лавров. Итоги председательства России в СНГ были подведены на Совете глав государств СНГ в Москве 10 декабря.
СНГ, отметил глава МИД РФ, - является сегодня при всех своих недостатках уникальной структурой многостороннего сотрудничества и политического диалога на постсоветском пространстве - как по охвату его участников, так и по набору функций. При этом, заметил он, речь идет о близких, братских нам странах и народах, которых связывают с Россией многочисленные узы, многоплановое партнерство, общность задач, включая императивы развития и модернизации.
В докладе Министр иностранных дел РФ выделил ряд приоритетных направлений и задач, которые реализовывались в течение года. Акцент в 2010 году был сделан на усилиях по повышению эффективности экономического взаимодействия в рамках Содружества, включая антикризисные меры, инновационному развитию экономик стран СНГ в рамках объявленного Года науки и инноваций, проведению в рамках Года ветеранов под девизом «Мы победили вместе» мероприятий, связанных с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также на укрепление сотрудничества в гуманитарной сфере.
«Особое место в нашей работе в Год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне занимала тематика Победы», - подчеркнул Сергей Лавров. Был проведен целый ряд общих для стран Содружества мероприятий, нацеленных на сохранение памяти о героизме наших народов, победивших фашизм, чествование ветеранов, а также воспитание молодого поколения в духе дружбы и братства на основе общего исторического подвига народов Советского Союза. С.Лавров сказал о принятых дополнительных мерах социальной поддержки ветеранов в странах Содружества, образовательных проектах и, конечно, новом формате проведения Парада Победы на Красной площади в Москве с участием вооруженных сил стран СНГ.
Эта работа будет продолжена в следующем году, который станет годом 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны, отметил Сергей Лавров. Не секрет, что до сих пор продолжаются попытки отдельных сил поставить под сомнение ход и итоги Второй мировой войны.
Работа российского председательства в 2010 году способствовала консолидации позиций государств-участников в отношении Победы. Один из ключевых политических итогов председательства нашел выражение в Обращении глав государств Содружества к мировой общественности и к ветеранам фронта и труженикам тыла СНГ.
В 2010 году упор был сделан на экономическую повестку дня, направленную на повышение конкурентоспособности экономик стран СНГ и рост эффективности интеграции. Глава МИД РФ отметил приоритетные экономические задачи, для решения которых прилагались усилия в 2010 году.
За прошедший год, по словам С.Лаврова, удалось добиться важных практических результатов. Завершается согласование с партнерами по Содружеству нового Договора о зоне свободной торговли СНГ, который призван способствовать качественному повышению уровня торгово-экономических связей в рамках Содружества. Проект Договора предполагается окончательно согласовать до конца нынешнего года с тем, чтобы подписать его на уровне глав правительств весной 2011 года.
Продолжалась активная работа по выполнению Плана реализации совместных мер государств-участников СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. Коллективные действия на этом направлении, подчеркнул С.Лавров, способствовали координации усилий для обеспечения быстрейшего прохождения острой фазы кризиса.
Немало шагов было предпринято для укрепления сотрудничества в энергетической сфере. Главами государств Содружества, сообщил С.Лавров, подписан протокол об этапах формирования общего энергетического рынка. Его основой, уверен С.Лавров, должна стать энергетическая инфраструктура, оставшаяся еще с советского периода. Также создается единый межгосударственный центр по разработке энергосберегающих технологий. Ряд стратегических решений принят по развитию транспортной сети и транспортных коридоров на пространстве СНГ, отметил С.Лавров.
В значительной мере продвинулась разработка Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года. Это - исключительно важный и очень объемный участок работы, рассчитанный на длительную перспективу. В октябре нынешнего года в Москве состоялся V Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ на тему «Инновационное и гуманитарное партнерство - основа динамичного развития стран СНГ». Вообще в рамках Года науки и инноваций был проведен ряд мероприятий, которые станут проводиться на постоянной основе, сообщил С.Лавров.
На базе ВДНХ в Москве будут открыты постоянно действующие павильоны стран СНГ, демонстрирующие достижения и потенциал стран Содружества. Ряд государств, по информации С.Лаврова, уже приступил к практической реализации этого проекта.
На декабрьском заседании СМИД СНГ утверждена Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере культуры. По линии Минкультуры России завершается внутригосударственное согласование проекта Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ. Открыт сетевой гуманитарный университет. На декабрьском саммите Содружества впервые, как подчеркнул С.Лавров, главы государств утвердили такой документ, как Стратегия международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года.
Все упомянутые документы и проведенные мероприятия закладывают основу для выхода на новый виток в гуманитарном сотрудничестве, которое играет исключительно важную роль в сохранении и укреплении традиционной культурной и гуманитарной близости стран и народов Пространства СНГ и является одним из ключевых приоритетов в работе Российской Федерации на данном направлении. 2011 год, сообщил С.Лавров, станет Годом историко-культурного наследия на пространстве СНГ, а 2012 год – Год спорта и здорового образа жизни.
С будущего года в СНГ будет действовать механизм сопредседательства, и сопредседателями станут страны, которые председательствовали в СНГ в предыдущий год и готовят занять этот пост, пояснил С.Лавров. Так, в 2011 году председательствовать в СНГ будет Таджикистан, а сопредседателями станут Российская Федерация и Республика Туркменистан.
Важным аспектом работы председательства была более активная реализация потенциала СНГ как «площадки» политического диалога и внешнеполитического сотрудничества по тем вопросам, которые представляют общий интерес. По инициативе Российской Федерации в Содружестве рассматривались международные и региональные проблемы, в частности, вопросы о Договоре о европейской безопасности. С.Лавров отметил, что успешно реализуется план межмидовских консультаций, на которых обсуждаются самые актуальные международные вопросы. Также было отмечено конструктивное и тесное сотрудничество с МПА СНГ.
«В целом укрепление СНГ способствует повышению уровня стабильности и развития на постсоветском пространстве, что полностью отвечает интересам Российской Федерации. Для нас Содружество важно как коллективный механизм, где государства-участники реализуют согласованные цели. Мы осознаем роль и ответственность России и намерены и впредь наращивать взаимодействие с партнерами», - подчеркнул Сергей Лавров.СЕРГЕЙ МИРОНОВ ПОДВЕЛ ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКОГО ГОДА
24 декабря 2010 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подвел итоги парламентского года.
«Уходящий год стал периодом испытаний для России, - отметил Председатель Совета Федерации.- Несмотря на ряд чрезвычайных событий, руководству страны не только удалось минимизировать их негативные последствия, но и обеспечить условия для продвижения вперёд. Со своей стороны, мы законодатели, делали всё возможное для того, чтобы создаваемая правовая база без сбоев обеспечивала проведение государственной политики».
«В 2010 году было проведено 24 заседания Совета Федерации, на которых рассмотрены и одобрены 8 федеральных конституционных законов, 436 федеральных законов. 5 федеральных законов отклонены Советом Федерации», - сообщил С.Миронов.- По количеству рассмотренных законов мы достигли самого высокого показателя за все последние годы, что само по себе говорит об уровне и масштабности задач, стоящих перед страной».
«Деятельность нашей палаты была сконцентрирована на правовом обеспечении стратегического курса развития страны, определенного в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию», – подчеркнул С.Миронов.
Он отметил произошедшие кадровые изменения в руководстве палаты. В последний месяц года были избраны два заместителя Председателя Совета Федерации – Вячеслав Штыров и Ильяс Умаханов.
Объективно важной частью работы глава Совета Федерации назвал рассмотрение законов о внесении изменений в федеральный бюджет текущего года. Дополнительные финансовые средства, по его словам, были направлены на ликвидацию негативных последствий летней чрезвычайной ситуации, обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. «Ключевым пунктом повестки дня работы палаты явилось принятие трёхлетнего бюджета страны – на 2011 год и на плановый период до 2013 года». Он отметил изменение механизма финансирования дорожного хозяйства, предусматривающего формирование Федерального дорожного фонда. «Совет Федерации, - напомнил С.Миронов, - неоднократно выходил с такой инициативой, и я очень рад, что наше предложение нашло свою реализацию».
Председатель СФ обратил внимание на проведенную в оперативном порядке работу по совершенствованию Лесного кодекса. Тем не менее, по его словам, проблемы до конца не решены. «Мое мнение, - подчеркнул глава палаты российского парламента, – нужна новая редакция Лесного кодекса, который бы всесторонне учитывал интересы регионов».
Среди важнейших решений 2010 года спикер Совета Федерации указал на одобренный палатой пакет законов об инновационном центре «Сколково» и закона, направленного на упрощение порядка получения разрешения на работу в России высококвалифицированных специалистов, в том числе и при реализации инновационного проекта «Сколково».
Создана правовая база для функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Казахстана, а также для вступления России в ВТО, констатировал С.Миронов.
В уходящем году палатой были приняты важные законы, направленные на усиление социальной защищённости ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, военнослужащих. «Мы не допустили снижения социальных гарантий для наших граждан», - подчеркнул Председатель СФ.
«Решая жилищную проблему, палата одобрила предложения по стимулированию ипотечного кредитования, расширению рынка строительства жилья. В интересах наших граждан мы продлили срок приватизации ещё на 3 года», - продолжал С.Миронов. Он указал на меры, ужесточающие ответственность работодателей за невыплату зарплаты, а также принятые важнейшие законы, направленные на усиление безопасности детей и снятые временные ограничения на использование материнского капитала.
«В своём видеообращении Президент России особо выделил значимость развития демократии и гражданского общества в качестве обязательных условий для создания «более гибкой, более динамичной, открытой к обновлению и развитию» российской политической системы, - сказал глава Совета Федерации. - В течение всего периода мы продолжали работу по её совершенствованию на региональном уровне. Были приняты меры, направленные на укрепление гарантий для парламентских партий в региональных парламентах и обеспечение их равного доступа к СМИ. Реализованы предложения Совета Федерации в части отмены досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Принят важный президентский закон по предотвращению незаконных манипуляций с открепительными удостоверениями. Усилены контрольные функции представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расширены возможности представительства оппозиционных партий. Установлены единые критерии численности депутатов региональных парламентов, а также общие правила наименования законодательных органов власти субъектов».
Ключевым направлением в деятельности палаты в уходящем году С.Миронов назвал укрепление безопасности государства и общества.
На состоявшемся 15 декабря совместном заседании президиума Совета законодателей и Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации, по его словам, было принято решение направить обращение Президенту с предложением создать орган государственной власти, который бы предметно занимался национальной политикой в России.
Председатель Совета Федерации отметил активную работу созданной совместно с Советом законодателей Комиссии по проблемам Кавказа (Кавказской комиссии).
Решая задачи по укреплению правопорядка, палата одобрила важнейший президентский закон «О безопасности», продолжал С.Миронов. Ужесточено наказание за терроризм, приняты дополнительные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, отметил он.
«Продолжается работа над законопроектом «О полиции», - сказал глава Совета Федерации. - При его подготовке впервые было проведено широкое общественное обсуждение. Считаю, что такая процедура должна стать нормой при разработке общественно значимого законодательства».
С.Миронов заявил: «В этом году мы неоднократно высказывали свою принципиальную позицию в отношении некоторых законов, принятых Государственной Думой. Речь идёт не только об отклоненных нашей палатой законах, но и тех, которые нуждаются в дополнительном контроле. В частности, это законы, наиболее острые для социальной сферы: о лекарственных средствах и о реформе бюджетных учреждений, принятые в весеннюю сессию. По последнему из них в палате работает Временная комиссия по мониторингу формирования нормативной правовой базы, обеспечивающей его вступление в силу. Также в этот период состоялись заседания рабочих групп по мониторингу реализации федеральных законов об энергосбережении и о торговле. Считаю, что в дополнительном контроле будет нуждаться и закон о медицинском страховании».
Председатель Совета Федерации напомнил о прошедших в уходящем году Днях субъектов Федерации, заседаниях Совета законодателей, одно из которых прошло в Кремле с участием главы государства. «По предложению Президента совместно с регионами, - сказал С.Миронов, - мы начали работать над новыми формами заседаний этого органа. Полагаю, что Совет законодателей должен активнее использовать для своих заседаний региональные площадки». Такое первое выездное заседание, напомнил С.Миронов, прошло 11 ноября в Калужской области.
Усилению региональной составляющей, по словам главы Совета Федерации, должна способствовать и работа над докладом о состоянии законодательства, который с этого года должен готовиться в более тесном контакте с законодательными собраниями субъектов России и совместно с Советом законодателей. Основное внимание мы уделим вопросам совместного ведения.
С.Миронов отметил высокую эффективность мероприятий, в том числе и международных, проводимых под эгидой Совета Федерации. В уходящем году Советом Федерации успешно были проведены третий Невский экологический конгресс, второй Костромской парламентский форум по культурно-историческим проблемам, ставший ежегодным Байкальский экономический форум, третий Международный Конгресс по безопасности движения.
Отметив активную работу Совета Федерации в сфере межпарламентского и международного сотрудничества, Председатель СФ сказал: «Значительным событием стало проведение в феврале этого года совещания по вопросу повышения эффективности сотрудничества Совета Федерации с парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств в двустороннем и многостороннем форматах».
«Предстоящий период будет вдвойне знаковым для Совета Федерации, - сказал С.Миронов. - Через 7 дней вступает в силу закон о новом порядке формирования нашей палаты, открывающий новую страницу в истории российского парламентаризма. Впереди выборы в Государственную Думу и начало президентской кампании. В этих условиях Совет Федерации как всегда должен нести свою высокую миссию как палаты преемственности и ответственности, обеспечивающей политическую стабильность в стране. Уверен, что члены Совета Федерации справятся с этой задачей».
Председатель Совета Федерации высказал искреннюю благодарность всем за активную работу.
По материалам пресс-службы Совета Федерации