Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов и депутат Антон Беляков внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" и Налоговый кодекс Российской Федерации".
По мнению авторов законопроекта, принятый в 1998 году федеральный Закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" должен был привести к стремительному росту организаций, в которых контрольный пакет акций принадлежит трудовому коллективу. Однако до настоящего времени зарегистрировано всего около 150 предприятий такого типа. Поэтому авторы законопроекта считают, что внесение изменений в данный закон станет необходимой мерой, предназначенной для увеличения количества народных предприятий и упрощения порядка их создания.
Законопроект устанавливает возможность создания народного предприятия не только в форме закрытого акционерного общества, но также и открытого. Отменятся требование к количеству акций (не менее 49%), которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия.
Проектом также закрепляется, что работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51% его уставного капитала (а не 75%, которые установлены в настоящее время). Введение именно такого количественного показателя отвечает требованиям разумности и эффективности и соответствует мировому опыту (например, именно 51% акций предприятия должны обладать работники Испании, чтобы преобразовать его в трудовое акционерное общество).
Законопроект снижает необходимую среднесписочную численность работников предприятия с 51 человека до 10, отменяют требования к минимальному размеру уставного капитала народного предприятия и к максимальному числу акционеров народного предприятия. Эти нормы направлены на упрощение и оптимизацию порядка преобразования организаций в народное предприятие. Вводится запрет на осуществление иных форм сделок с акциями работников, кроме договора купли-продажи.
Кроме того, законопроектом вводится запрет совмещения должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета. Такое совмещение исполнительно-распорядительных и контрольных функций зачастую влечет за собой злоупотребление полномочиями, что негативно сказывается на эффективности работы предприятия.
Дополнительными мерами повышения заинтересованности в создании народного предприятия призваны стать поправки в налоговое законодательство, предполагающие снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 15% для народных предприятий и кредитных организаций по операциям, связанным с кредитованием создаваемого народного предприятия.