Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов принял участие во встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с руководством семи зарегистрированных политических партий. Партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ также представлял ее Председатель Николай Левичев. По просьбе журналистов он рассказал о деталях встречи:
– Встреча Президента с представителями всех зарегистрированных в России политических партий была организована, как сказал Дмитрий Анатольевич, с целью обсуждения посвященных политической реформе законопроектов – как тех, которые уже были внесены на рассмотрение Государственной Думы, так и тех, которые только готовятся.
Дмитрий Анатольевич пообещал, что завтра внесет в парламент законопроект о порядке избрания Государственной Думы. Не вдаваясь в подробности, он предупредил, что это будет толстый фолиант, который нужно будет подробно изучать и анализировать.
Президент призвал конструктивно и подробно обсуждать как те законопроекты, которые уже обрели силу закона, но по ним еще не набралась необходимая правоприменительная практика, так и те, которые уже внесены на рассмотрение парламента – в частности, три законопроекта, внесенные 28 февраля и посвященные изменениям в процедуре регистрации партий.
Сергей Михайлович Миронов в своем выступлении сообщил, что, предварительно, в первом чтении мы готовы все три законопроекта поддержать. В отличие от представителей некоторых других парламентских партий, мы считаем, что ничего страшного после введения минимального порога регистрации в 500 человек для существующих партий не произойдет. Сергей Миронов предложил подумать о механизме роста политического влияния партий, увязанного с их результатами на выборах различных уровней. Так, скажем, зарегистрированная партия должна принимать участие в определенном количестве выборов в местные органы самоуправления. Получив определенное количество депутатских мандатов на этом уровне, она должна получать право без сбора подписей принимать участие в выборах регионального уровня. А получив места в законодательных собраниях не менее чем в десяти, скажем, субъектах РФ, имела бы право без подписных листов участвовать в выборах в Государственную Думу.
Пока речь не идет о конкретных цифрах. Но мы говорим о необходимости наличия подобного механизма "взбирания по ступенькам" на избирательные вершины. Зюганов и Жириновский предрекают вакханалию, создание сотен партий алкоголиков, собутыльников, националистов, олигархов и т.д., считая, что послабление законодательства может нанести ущерб устойчивости политической системы. На это Дмитрий Анатольевич заметил, что цифра в 500 человек взята не с потолка, это обычная практика, принятая в цивилизованных государствах. Борис Грызлов, в частности, упомянул, что в Швеции зарегистрировано около 700 партий, в США – почти 70. Вопрос не в количестве, а в том, что партии должны доказывать свою состоятельность только в процессе непосредственного общения с избирателем. Эти механизмы и необходимо выработать при обсуждении законопроекта в Государственной Думе. В частности, ко второму чтению мы готовы предложить наш вариант.
Помимо обсуждения этих трех законопроектов, была затронута и тема процедуры выбора губернаторов. Сергей Михайлович поддержал предложение, позволяющее Президенту страны иметь возможность инициировать процедуру отрешения избранного губернатора от власти в случае чрезвычайных обстоятельств, поскольку процедура отзыва избирателями сложна и длительна, имеет, в том числе, судебную компоненту. В свете тех опасений, которые высказывают Зюганов и Жириновский (что возврат к выборности губернаторов, дескать, чреват приходом во власть "денежных мешков"), мы считаем, что может быть найден сбалансированный вариант.
При этом мы выступаем против любого рода президентских фильтров для кандидатов, выдвигаемых, скажем, парламентскими партиями.
Помимо оценок законодательных инициатив Медведева, Сергей Миронов предложил подумать о расширении возможностей парламентских партий в части создания парламентских комиссий. Мы предлагаем внести поправки, которые позволили бы каждой палате Федерального Собрания создавать свою парламентскую комиссию. Кроме того, мы предлагаем расширить круг вопросов, которые могут стать предметом парламентского расследования. На сегодняшний день это только факты грубого и массового нарушения конституционных прав и свобод, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Этого явно недостаточно. В условиях разгула коррупции парламент должен иметь возможность расследовать вопиющие случаи злоупотребления своими полномочиями со стороны членов Правительства, депутатов, губернаторов, высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, представителей самой избирательной системы, руководителей госкорпораций и т.д. Медведев сказал, что на эту тему можно подумать. При этом он отметил, что парламент не должен превращаться в филиал прокуратуры.
Сергей Миронов также предложил, не отказываясь от конституционного определения нашей страны как президентской республики, поискать возможности для увеличения полномочий парламента. Как один из возможных вариантов – не посягая на право Президента вносить кандидатуру Председателя Правительства в Государственную Думу, установить в законодательстве возможность по аналогии с губернаторским уровнем для победившей на парламентских выборах партии предлагать Президенту кандидатуру на пост Председателя Правительства. Это далеко не все предложения, которые мы готовы вносить в этом направлении, но в силу ограниченности времени мы просто обозначали проблематику, на которую следует обратить внимание при дискуссии по поводу реформы политической системы.
Сергей Михайлович Миронов ушел раньше – у него был самолет. Прощаясь со мной, Дмитрий Анатольевич просил передать лидеру нашей партии, что он (Медведев) поддержал почти все предложения Сергея Михайловича.