Руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Госдарственной Думе ФС РФ Сергей Миронов и зампред комитета Государственной Думы по образованию Виктор Шудегов внесли на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса РФ" (в части установления предельного размера государственной пошлины за выдачу или переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения высшего профессионального образования).
Необходимость внесения данного законопроекта вызвана, по мнению авторов, процессами модернизации российского образования. В частности, государственная образовательная политика направлена на укрупнение учреждений высшего профессионального образования, их ориентацию на удовлетворение запросов реального производства. Реализация такой государственной политики влечет за собой увеличение числа укрупненных групп направлений подготовки и специальностей (УГС), по которым ведется подготовка кадров в одном вузе, а также постоянное обновление вузом направлений подготовки и специальностей. Следовательно, многие вузы проходят плановую государственную аккредитацию по значительному числу УГС, а также стремятся практически ежегодно переоформлять свидетельства о государственной аккредитации с целью получения государственной аккредитации новых образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей.
Реализации указанных процессов препятствуют ныне действующие положения названной статьи Налогового кодекса, возлагающие на вузы непомерное бремя оплаты государственных пошлин за получение или переоформление свидетельства о государственной аккредитации. Так, подпунктами 127 и 129 пункта 1 статьи 333.33 части второй НК устанавливаются размеры государственных пошлин за выдачу свидетельства о государственной аккредитации и за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения.
Установленные государственные пошлины имеют неоправданно большие размеры. Так, за получение свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение высшего профессионального образования должно заплатить государственную пошлину в размере 130 000 рублей, а также по 70 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации УГС высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале.
На практике это означает, что значительная часть университетов должна заплатить за получение свидетельства о государственной аккредитации многомиллионные пошлины. Проблема стоимости аккредитационных услуг для образовательных учреждений была и до введения рассматриваемых государственных пошлин. Однако после введения в действие Федерального закона от 8 ноября 2010 N 293-ФЗ расходы образовательных учреждений на прохождение процедур государственной аккредитации значительно возрастут. Например, Московский государственный университет путей сообщения, который ведет подготовку кадров по 42 УГС, а также имеет 26 филиалов, должен будет заплатить государственную пошлину за выдачу свидетельства о государственной аккредитации не менее 12 миллионов рублей.
Представляется, что положения по выплате пошлин за выдачу или переоформление свидетельства о государственной аккредитации вуза противоречат государственной политике в области образования и являются серьезным препятствием модернизации высшего профессионального образования, его адаптации к требованиям современной экономики.
Положениями пункта 1 статьи 1 законопроекта предусматривается ограничить предельный размер государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению высшего профессионального образования суммой:
340000 рублей в целом за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения при отсутствии у него филиалов;
480000 рублей в целом за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения с его филиалами (при их количестве не более 7);
620000 рублей в целом за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения с его филиалами (при их количестве 7 и более).
Положениями пункта 2 статьи 1 законопроекта устанавливается предельный размер государственной пошлины за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению высшего профессионального образования. Так, законопроектом определены следующие предельные размеры государственной пошлины:
140000 рублей в целом за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения при отсутствии у него филиалов;
210000 рублей в целом за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения с его филиалами (при их количестве не более 7);
280000 рублей в целом за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения с его филиалами (при их количестве 7 и более).
Таким образом, принятие законопроекта будет способствовать расширению доступности для граждан высшего профессионального образования, возможности динамичного обновления вузами перечня реализуемых ими основных образовательных программ с учетом реальных потребностей современного производства.
По материалам пресс-службы фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ