6 июля руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов прокомментировал повестку пленарного заседания Государственной Думы. Отметим, что сегодня в депутаты в первом чтении рассматривают законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента":
– За последние годы был принят целый ряд Федеральных законов и программ, поддерживающих развитие некоммерческих организаций: на основе создания целевых капиталов (2006 г.), развития благотворительности и добровольчества (июль 2009 г.), облегчения процедур регистрации и отчётности НКО (2010 г.), поддержки социально ориентированных НКО (апрель 2010 г.).
На начало 2012 года по данным экспертов в 83 субъектах РФ принято более 1000 нормативно-правовых актов, которыми законодательно закреплено от 10-ти до 20-ти форм взаимодействия государства и НКО в разных регионах (фонды местных сообществ, поддержка проектов и программ в форме грантов или субсидий, общественные палаты, налоговые льготы НКО и донорам, социальный заказ, общественная экспертиза и т.п).Однако качество этих нормативных актов далеко не всегда высокое, многие из них носят чисто декларативный характер.
В 2010 г. наша фракция поддержала внесенный Президентом законопроект о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Тогда мы говорили о том, что дискуссиям, есть ли у нас в стране гражданское общество или нет, – положен конец. Мы твердо заявили и готовы повторить это сейчас: "Есть!". Однако спустя два года снова приходится слышать рассуждения в духе холодной войны о "шпионских гнездах", и "агентах ЦРУ под мирными вывесками". Новый закон о некоммерческий организациях, исполняющих функции иностранных агентов, носит исключительно репрессивный характер. Но запретительные меры всегда однобоки. Ограничивая, необходимо что-либо предлагать.
Разумеется, политическую систему России необходимо ограждать от иностранного вмешательства. Организации, финансируемые из-за рубежа, должны быть под определенным контролем. Но это не означает, что мы должны закрыть дорогу тем НКО, которые являются полезными и конструктивными. Нельзя вешать на них ярлыки иностранных агентов, врагов народа и государства. Существует риск нанести вред деятельности правозащитного движения, которое нередко оказываются последним барьером в защите прав граждан.
Система отчетности для НКО, получающих иностранное финансирование, уже достаточно развита и позволяет отслеживать финансовые потоки, идущие через эти НКО. Отчеты НКО подаются в Минюст и публикуются на его сайте. Любой желающий может изучить поступления и расходование их денежных средств.
Обращает на себя внимание, что при обилии нормативно-правовых актов, общий объем российских грантов и субсидий для НКО и общественных объединений стал снижаться: если в 2009 году такая поддержка осуществлялась в 77 регионах, то в 2011 – только в 69-ти.
Проблема финансирования и материального обеспечения деятельности НКО остается самой болезненной. Иностранное финансирование они ищут не потому, что хотят защищать враждебные нам интересы, а потому что в России эти средства найти крайне сложно. К пожертвованиям и иным отчислениям на общественные нужды в нашей стране еще не привыкли.
В развитых странах действует эффективная система налоговых вычетов, когда налоговая база уменьшается на определенные, предусмотренные законодательством расходы. Перед предприятием стоит выбор: уплатить налог со всей суммы прибыли по ставке или отчислить часть на поддержку НКО, перейти в другую категорию и заплатить налог по меньшей ставке. При этом предприятие получает на руки большую прибыль. У нас подобные вычеты крайне малы.
Важным фактором стимулирования деятельности НКО могли бы стать налоговые льготы для предпринимателей-резидентов РФ, которые спонсируют соответствующие издательские, просветительские и благотворительные проекты, аренду помещений для мероприятий и деятельности НКО.
Многие проекты, которые служат общественному благу, погибнут, если не будут поддерживаться из-за границы. Должна быть расширена государственная поддержка НКО, создана система стимулирования бизнеса для благотворительной деятельности и поддержки социальных программ. Наша задача законодательно обеспечить и стимулировать деятельность социально значимых негосударственных и некоммерческих организаций.
В современном мире более эффективной, по сравнению с государственной, признана работа некоммерческих организаций в целом ряде сфер. Это работа с людьми с ограниченными возможностями, поддержка детей в трудной жизненной ситуации, внедрение различных подходов к решению проблемы сиротства, реабилитация бывших заключенных, экологический контроль.
В сфере социальных услуг накопился позитивный опыт, и государство должно активнее делегировать часть своих полномочий некоммерческим организациям и быть заинтересовано в их финансировании. Если не полностью, то хотя бы частично, за счет привлечения средств бизнеса.
В законе необходима ясная формулировка того, что является "политической деятельностью". Пока эта формулировка размыта, любые элементы публичной деятельности НКО могут трактоваться как политическая деятельность.
Следует учесть и то, что значительная часть российского бизнеса находится в оффшоре – следовательно, их помощь также должна будет расцениваться как иностранная.
Возможен вариант и дополнительного финансирования тех НКО, которые, в частности, работают в сфере международной деятельности и способствуют продвижению образа России за рубежом. Например, длительное время Россотрудничеству не удается решить вопрос о выделении, по крайней мере, одной ставки для каждого общества дружбы.
Таким некоммерческим организациям могут, например, предоставляться помещения и площадки из государственного или муниципального фонда для проведения мероприятий на безвозмездной основе или с существенной скидкой по аренде для постоянного использования.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ стремится к открытости и демократии, последовательно выступает за расширение гражданского участия, за повышение политической культуры россиян. В наших силах сократить препятствия, мешающие реализации этих задач. Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не будет поддерживать данный законопроект.
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает за расширение гражданского участия и повышения политической культуры и не поддержит репрессивный закон об НКО.