Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов в своем блоге прокомментировал инициативу о введении школьной формы в общеобразовательных учреждениях:- В ближайшем будущем Российское Правительство собирается приступить к разработке закона о введении обязательной школьной формы во всех общеобразовательных учреждениях страны. Таким образом, единая школьная форма может быть введена уже с 1 сентября 2013 года. Как и любая другая инициатива, она, конечно же, породила множество споров. Кто-то высказывается "за", кто-то "против". И это нормально. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.
Но хотелось бы все-таки понять, насколько введение школьной формы действительно необходимо, и скажется ли это каким-то образом на уровне нашего школьного образования. С последним всё ясно. Думаю, все же, не скажется. Хотя бы потому, что проблемы в школьном образовании нужно решать не посредством введения или отмены школьного дресс-кода. Но это отдельная, очень большая и болезненная тема. А вот на дисциплине, которая, кстати, является неотъемлемой частью учебного процесса, несомненно, скажется, а значит, приведет к некоторым положительным результатам.
Давайте вспомним советские времена. Девочки с большими бантами, в фартучках – нарядные, аккуратные. Мальчики – в пиджаках, в старательно отглаженных мамами брюках. Разве не приятно было смотреть на таких «маленьких взрослых», которые гордо шагали в школу, зная, что они идут туда за знаниями? Конечно, приятно.
В настоящее же время каждая школа решает вопрос о единой форме самостоятельно и выборочно. Ношение школьной формы сейчас носит скорее рекомендательный, нежели обязательный характер, да и рекомендуется она далеко не во всех учебных учреждениях, и уж точно не в старших классах. Я считаю, это деморализует наших детей. Ведь в их подсознании зачастую просто стирается грань между тем, где они находятся – на дискотеке или в школе. Погулял вечером с друзьями, а наутро пошел в школу. В чем был, в том и пошел. О том, чтобы что-то погладить, и речи не идет. Ну, разве это правильно? Я считаю, что нет. Школа – это святое для детей место, и каждый школьник должен знать, зачем он туда идет: за знаниями или, как сейчас говорится, «потусоваться» с друзьями. С введением единой и обязательной для всех детей школьной формы этот вопрос хотя бы частично, но будет решен: дети будут понимать, чем одежда для занятий, для работы (а школа – это, прежде всего, работа), отличается от новомодных дискотечных нарядов. И в этом я вижу огромный плюс, прежде всего, для сознания наших же детей.
Вторым преимуществом школьной формы я считаю то, что она хотя бы визуально сделает всех детей равными. Ведь не каждый родитель может позволить купить своему ребенку наряды «от кутюр», а для многих девочек это становится настоящей проблемой! В уязвимом подростковом возрасте им хочется быть самыми красивыми, самыми роскошными, но не у всех это, к сожалению, получается, потому что материальные возможности многих родителей зачастую не могут удовлетворить всё возрастающие запросы их детей. Между девочками возникает своеобразная конкуренция: кто красивее, кто моднее, кто «дороже» выглядит. И это тоже сказывается на успеваемости детей. Во-первых, их голова в таких случаях занята уже далеко не учёбой, во-вторых, если ребенок уже со школьной скамьи понимает, что он чем-то отличается от своих сверстников, он начинает чувствовать себя «белой вороной», становится замкнутым, а это ведет, порой, к очень неприятным последствиям. Поэтому, если школьная форма уравняет ребят, я уверен, что они не будут отвлекаться на такие пустяки, и смогут больше концентрироваться на учебе.
Но тут, главное – не переборщить. Нельзя допускать того, чтобы форма показывала «кастовую» принадлежность учеников. Эта школа – элитная, эксклюзивная, а этой школе, дескать, подойдет и такая форма… Поэтому, говоря о единой школьной форме, мы должны четко придерживаться именно принципа «единости». Но вот, что действительно можно допустить – это, чтобы каждая школа имела свою эмблему. Мне кажется, это вполне приемлемо и интересно.
Еще один момент, о котором нельзя забывать – это погодные условия. В каждом регионе они разные. Что хорошо для Краснодара, то будет плохо для Хабаровска. Поэтому для каждого региона должна быть разработана та форма, в которой ученикам будет комфортно учиться.
И, конечно же, нужно не забывать о самом главном. Необходимо четко определить технологические стандарты школьной формы. Она ни в коем случае, не должна содержать в себе синтетических тканей, иначе для детей это будет одним сплошным мучением, а, напротив, форма должна быть натуральной, качественной, и не доставляющей каких-либо неудобств. При этом она не должна быть дорогой. Ведь уже сейчас подготовить ребенка к новому учебному году многим родителям становится не по карману. Нельзя допускать того, чтобы с введением обязательной школьной формы, бюджет российских семей страдал еще больше.