2 марта Сергей Миронов, а также депутаты фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов, Николай Левичев и Татьяна Москалькова внесли в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Данный законопроект направлен на совершенствование межведомственного процессуального взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при раскрытии и расследовании преступлений.
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" направлен на повышение эффективности борьбы с коррупцией, организованной преступностью и наиболее тяжкими преступлениями, а также – на создание правовых процессуальных условий для осуществления следственными органами независимо от их ведомственной подчиненности работы по расследованию указанных преступлений.
Криминальная ситуация в стране по-прежнему остается напряженной. В 2013 г. удельный вес особо тяжких преступлений увеличился на 0,5%, совершенных организованными группами и преступными сообществами в общем числе расследованных преступлений остался на уровне 2012 г. Произошел рост зарегистрированных преступлений террористического характера (+3,8%). Второй год подряд происходит увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+9,1%). Ситуация с раскрываемостью преступлений не улучшается (950325 совершенных преступлений остались нераскрытыми), при этом значительно увеличилось (на 17,1%) число нераскрытых преступлений, отнесенных к категории особо тяжких.
В этих условиях актуальным является вопрос о совершенствовании межведомственного процессуального взаимодействия следователей Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при раскрытии и расследовании преступлений.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в настоящее время не содержит нормы, регулирующей порядок создания межведомственной следственной группы и организации ее деятельности.
До принятия Уголовного кодекса Российской Федерации в 2001 г. согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 прокурор субъекта Российской Федерации при получении сообщений об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках наряду с другими вопросами имел право поручать расследование преступлений группе следователей независимо от их ведомственной принадлежности. Сложившаяся в те времена практика создания таких следственных групп себя оправдала при расследовании террористических актов, массовых беспорядков на почве межнациональных конфликтов и других тяжких и особо тяжких преступлений, при этом позволила оперативно и качественно их расследовать.
В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью", предусматривающий наряду с другими формами координации деятельности правоохранительных органов создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений.
Данный Указ Президента Российской Федерации был издан в период, когда все вопросы организации следственной работы решались Генеральным прокурором Российской Федерации, при наличии подчиненного ему следственного аппарата органов прокуратуры, включая вопросы создания межведомственных следственных групп. В настоящее время с созданием самостоятельного Следственного комитета Российской Федерации без внесения предусмотренного законопроектом изменения создание указанных групп не представляется возможным. И в этой связи снижается эффективность исполнения названного Указа Президента Российской Федерации, которому в соответствии с действующим Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" подчинен данный комитет.
С учетом изложенного и в целях устранения данного пробела в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, объединения усилий следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений против общественной безопасности и общественного порядка подготовлен настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", предусматривающий его дополнение новой статьей 1631"Производство предварительного следствия межведомственной следственной группой", регулирующей порядок создания таких следственных групп, ее деятельности, а также полномочия руководителя следственной группы по руководству включенными в группу следователями независимо от их ведомственной принадлежности.
Данный законопроект, в случае принятия его в качестве федерального закона позволит, как отмечено выше, повысить эффективность деятельности следственных органов по раскрытию и расследованию наиболее опасных вышеназванных преступлений, обеспечив тем самым более надежную защиту интересов личности, общества и государства.