Сергей Миронов, а также депутаты "Справедливой России" Николай Левичев и Виктор Шудегов внесли в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона № 835987-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия коррупции".
По словам авторов, необходимость принятия законопроекта обусловлена тем, что, несмотря на активизацию в последние годы борьбы с коррупцией, эта форма преступности до сих пор является основополагающим сдерживающим фактором развития экономики России и формирования демократического общества. При этом недостаточно эффективное противодействие коррупции является следствием неразвитого законодательства в этой области, которое предоставляет возможности коррупционерам пользоваться средствами, полученными от преступной деятельности.
С целью пресечения легализации средств незаконным путем, законопроектом предлагается принять ряд надлежащих мер. В частности, устанавливается, что в числе сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданский служащий или замещающий должность гражданской службы обязан указать наличие или отсутствие обязательств в его пользу (как кредитора) другого лица (должника). Кроме того, согласно проекту закона, лица, занимающие должности членов Совета директоров Центрального банка РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности на постоянной основ, должности федеральной государственной службы, должны ежегодно представлять в сведениях о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей наличие или отсутствие обязательств в его пользу, пользу супруги или несовершеннолетних детей (как кредиторов) другого лица (должника).
Как отмечается в пояснительной записке, законопроектом предусматривается введение правового механизма борьбы с сокрытием криминальных средств. Так, непредставление или представление недостоверных или неполных данных в вышеуказанных сведениях гражданами, в части наличия обязательств в их пользу (как кредиторов) других лиц (должников) влечет за собой признание данных обязательств ничтожными. Все полученное по указанной сделке взыскивается в доход Российской Федерации в случае выявления не по инициативе должников факта непредставления вышеназванных данных или представления недостоверных или неполных данных. В случае выявления по инициативе должников факта непредставления указанных данных или представления недостоверных или неполных данных, 75% полученного по сделке взыскивается в доход РФ, а 25% – в пользу должников (должника), сообщивших о сокрытии кредитором наличия соответствующих обязательств.