Доброе утро, друзья и коллеги!
Я рад приветствовать всех участников круглого стола – членов нашего Экспертного совета и гостей.
Сейчас, в конце шестого созыва Государственной думы ФС РФ, Экспертный совет подводит итоги за двухлетний период своей деятельности и готовит предложения по ключевым направлениям работы нашей партии на будущий период. В связи с этим все секции Экспертного совета проводят свои заседания, круглые столы и общественные обсуждения.
Оценивая работу Экспертного совета в целом, хочу отметить, что половина законопроектов, внесённых за последние два года депутатами фракции "Справедливая Россия" на рассмотрение Государственной Думы, были разработаны в рамках Экспертного совета. Причём часть из них уже принята и действует. Это очень высокий показатель. И мы очень рассчитываем на дальнейшую эффективную работу наших экспертов.
Учитывая, что 2016 год является годом выборов в Государственную Думу седьмого созыва, мы все понимаем, что планирование в этих условиях не сводится к постановке задач на год.
Речь идёт, во-первых, о формировании чёткого плана работы на весь период будущего созыва и, во-вторых, об определении стратегических направлений нашей работы, то есть о программе партии на долгосрочную перспективу.
Приоритетным направлением для Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ является охрана здоровья граждан. Я глубоко убеждён, что эта тема сегодня должна рассматриваться в одном ряду с такими приоритетами, как обороноспособность государства и охрана правопорядка.
В этой связи хочу поблагодарить всех членов Экспертного совета, работающих в секции по охране здоровья и в созданной в рамках секции Комиссии по совершенствованию системы здравоохранения РФ.
Вы проделали огромную работу:
– оценили последствия проводимых в сфере здравоохранения реформ и выявили допущенные системные ошибки, тормозящие развитие сферы здравоохранения;
– провели анализ ключевых проблем нашего здравоохранения и на этой базе дали свои предложения по совершенствованию государственной политики в сфере охраны здоровья.
Я знакомился с экспертными оценками и предложениями, которые вырабатывались в ходе текущей работы секции. Рад, что в целом наши мнения совпадают. "Сверяя часы" с мнением экспертов, я в чём-то уточнял и конкретизировал свою позицию. Она изложена в статье "Здоровье нации – не рыночная категория" в "Независимой газете" от 18 марта этого года.
Главной бедой, как я считаю, является коммерциализация отечественного здравоохранения, которая проводится либеральным российским правительством и кардинальным образом противоречит российской Конституции. Помимо нарушения законодательства, такой подход, если оценивать его с точки зрения защиты государственных интересов, не имеет под собой и экономической основы, поскольку больной человек просто не может эффективно работать, а следовательно, зарабатывать средства для своего лечения. Навязанный, якобы "рыночный", механизм неработоспособен и по той причине, что в стране нет условий для реальной конкуренции медицинских учреждений и выбора врача или лечебного учреждения. Ведь для развития конкуренции необходим высокий уровень освоения территории: высокая плотность и равномерность расселения, развитая транспортная инфраструктура при хорошем круглогодичном состоянии дорог.
Особенно негативные последствия вызвало внедрение в систему медицинского страхования посреднического звена – частных страховых медицинских организаций. Это привело к катастрофическому снижению эффективности управления и к нарастающей коммерциализации системы. Сегодня все её участники заинтересованы в увеличении числа больных и в росте оказанных медицинских услуг, но не заинтересованы в результатах, т. е. заинтересованы в том, чтобы лечить, а не в том, чтобы вылечить. Отсюда навязывание ненужных процедур, невыгодность раннего выявления и своевременного лечения болезни, а также избыточная, но сугубо формальная отчётность, ставшая сущим кошмаром для врачей и пациентов.
При этом деятельность частных компаний существенно сокращает размер реального государственного финансирования медицинской помощи граждан. Население несёт 50% всех расходов на медицинскую помощь, хотя по Конституции она должна быть бесплатной. Катастрофически увеличивается число тех, кто не может заплатить за своё лечение и теряет здоровье. При этом растут государственные расходы на оказание скорой и стационарной медицинской помощи, оплату больничных листов и социальную помощь инвалидам. Позором для нашей страны являются сборы средств на лечение наших детей за границей, регулярно проводимые на всех ведущих телеканалах.
В то же время, по данным Счётной палаты, на маржу страховых посредников и возросшее документирование расходуется около 20% средств ОМС. По результатам проверки за 2014-2015 гг. частные страховые организации получили доход в 50 миллиардов рублей из системы ОМС. Чтобы вы почувствовали масштаб получаемой прибыли, достаточно сказать, что за счёт этих средств можно было бы содержать в течение двух лет сто тысяч медицинских работников, выплачивая каждому из них ежемесячно среднюю по стране зарплату, обеспечивая таким образом жителей каждой российской деревни врачебной помощью.
Но главным фактором, разрушающим российское здравоохранение, является не вывод средств из системы в доход страховых медицинских организаций (СМО), а подмена смысла и цели работы врача. Поскольку решение о выплатах за проведённое лечение принимают СМО, а их доход формируется в большой степени из штрафов, наложенных на лечебные учреждения, СМО заинтересованы найти любой повод, чтобы наложить штраф. Для этого им достаточно придраться, например, к записям в карточке пациента, в том числе за нерасшифрованную подпись, отсутствие даты, неразборчивый почерк и прочее.
В попытках противостоять этому врачи вынуждены львиную долю рабочего времени уделять не пациенту, а формалистике, бюрократическому заполнению бумаг. Это убивает дух врачебной профессии – служение делу спасения человеческих жизней.
Можно ещё долго говорить о недостатках нашего здравоохранения. Поскольку эта тема будет сегодня предметом обсуждения, выступающие дополнят картину, и я хотел бы перейти к предложениям о путях выхода из сложившейся ситуации.
Я согласен с выводами наших экспертов и сам об этом говорил год назад на коллегии Минздрава: наведение порядка в сфере охраны здоровья требует разработки и принятия Национальной стратегии охраны общественного здоровья и медицинской помощи. В этой работе готова принять участие наша партия.
Главные цели Стратегии:
– вернуть государству управление здравоохранением и обеспечить равную доступность необходимой медицинской помощи всем гражданам России независимо от дохода, социального положения и места жительства;
– обуздать нарастающую коммерциализацию здравоохранения, не отпускать его в рыночное плавание, исключив из государственной системы здравоохранения частные посреднические организации, платность медицинских услуг;
– устранить противоречия, неопределённости и "белые пятна" в законодательстве и нормативно-правовых актах, дезорганизующие работу системы и создающие условия для коррупции;
– осуществить бюджетный разворот средств ОМС в пользу существенного усиления первичной медико-санитарной (амбулаторной) помощи, включая обеспечение граждан амбулаторными лекарствами бесплатно, с целью недопущения существенного ухудшения здоровья и осложнений.
Понимая, что здоровье людей, человеческий капитал – это основное богатство страны, мы ставим амбициозную задачу: не просто добиться улучшения работы ведомственной системы здравоохранения, но заложить основу для системного эффективного улучшения здоровья населения.
Однако здоровье человека на 75-80% определяется факторами, на которые ведомственное здравоохранение влиять не может. Среди этих факторов и образ жизни, и состояние экологии, и качество питьевой воды и питания. Управлять ими можно лишь в одном случае – координируя усилия и используя самые мощные рычаги государственной власти. Поэтому и требуется, чтобы сфера общественного здоровья была на законодательном уровне подконтрольна и подотчётна президенту России.
Учитывая, что здоровье граждан является фактором национальной безопасности, мы предлагаем создать при Президенте Российской Федерации Национальный Совет по проблемам здоровья населения, задачей которого будет выработка рекомендаций по улучшению здоровья граждан, а также участие в подготовке ежегодного доклада президента "О состоянии здоровья населения и путях его улучшения".
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех членов Экспертного совета, которые приняли участие в работе, высказали мнения и предложения по решению накопившихся проблем.
Нам эти материалы помогли уточнить позицию, они легли в основу проекта новой Программы Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в части совершенствования системы охраны здоровья. Программа партии будет приниматься в апреле на партийном съезде, и у нас ещё есть время для её совершенствования. Многие из вас принимали непосредственное участие в разработке Программы, и я надеюсь, что сегодняшний круглый стол внесёт свою лепту в её совершенствование.
Отдельно я хотел бы поблагодарить представителей наших партнёрских организаций. Такими партнёрами Экспертного совета являются Пироговское движение врачей, Лига защиты пациентов, Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи, НИИ физической культуры и спорта, ряд академических институтов Российской Академии Наук и многие другие организации.
Опыт нашей работы убедительно показывает, что сотрудничество с партнёрскими организациями позволяет существенно повысить оперативность внедрения важных и актуальных предложений, разработанных экспертами на профессиональных площадках, в том числе и вне стен Государственной Думы. А право законодательной инициативы депутатов позволяет очень быстро перевести эти разработки на язык закона и внести соответствующие законопроекты на рассмотрение Думы. Я надеюсь, что вы расскажете и об этой работе в своих выступлениях.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция. По этому поводу также прошу давать свои предложения. Желаю всем успеха и приглашаю к дальнейшему сотрудничеству!