Почему на неё зачастую наталкиваются жалобы и обращения граждан в органы власти
Эта тема подсказана мне почтой, поступающей в мой адрес. Обратил внимание, что чаще стали встречаться такие письма граждан, к которым их авторы прикрепляют копии отписок, полученных из разных органов власти.
Вот, к примеру, учитель Ю. Гребенников из г. Волжского прислал ответ на своё обращение в одну высокую инстанцию и сопроводил это эмоциональным комментарием: "Скажите, у них там что – роботы вместо чиновников работают?". Человек, отдавший 30 лет системе образования, поделился критическими размышлениями о чрезмерной бюрократической отчётности, которая мешает нормальному учебному процессу, поднял ряд других волнующих его проблем. Всё, вроде, по делу. А что в ответ? Полстраницы ссылок на Закон РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", из которых якобы следует, что обращение Гребенникова не соответствует нормам закона и потому ответить ему по существу "не представляется возможным"!
Поразительно, как иные чиновные умы умеют использовать всякие "крючки" и "закорючки" лишь бы не брать ответственности на себя и не принимать решений. Вспоминается афоризм: "Бюрократ – это тот, кто говорит вам твёрдое и окончательное "может быть".
Увы, фактов такого рода немало. Вот какой историей своего "почтового романа" с чиновниками поделился, к примеру, В. Сидоров из Московской области. Послал он ряд предложений в одно из министерств. Ответ его не устроил. Он попытался обратиться повторно, настаивая на более конкретном ответе, а ему – словно дубиной по голове: "Вам всё уже разъяснено, дальнейшую переписку прекращаем". Вот так! И тоже ссылку на закон присовокупили. А всего-то и хотел человек – пользу принести!
Зато в некоторых других ситуациях закон о порядке работы с обращениями граждан запросто игнорируется. Скажем, в нём чётко сказано: нельзя пересылать жалобы людей тем должностным лицам, на которых они жалуются. Однако это всё равно сплошь и рядом происходит, о чём я тоже получаю массу сигналов из разных регионов страны.
Ещё одну наболевшую проблему подняли на днях в своих письмах ко мне А. Моисеев и Ж. Марданова. Они, не сговариваясь, высказали схожие критические мнения об интернет-приёмных, которые имеются сегодня у многих правительственных и региональных чиновников, а также депутатов разных уровней. Как убедились на своём опыте мои корреспонденты, значительная часть из них существует просто как "дань моде", фактически не функционируя. Электронные письма в таких "псевдоприёмных" растворяются, словно в некоей бездне.
И ведь это – лишь верхушка айсберга. С 2009 года в России внедряется программа так называемого "Электронного правительства", главной целью которого изначально декларировалось расширение коммуникаций между гражданами и органами власти всех уровней, а также повышение качества этих коммуникаций с помощью ИТ-технологий. Начиналось всё, вроде, обнадёживающе. Но в последнее время "Электронное правительство" в своем развитии явно забуксовало, а "Электронный парламент" вообще пока остаётся лишь в проекте. До опыта такой страны, как, скажем, Швеция, где любой гражданин, обратившийся в любое ведомство может на любой стадии увидеть, как рассматривается его обращение, нам по-прежнему очень далеко.
На мой взгляд, многое в системе коммуникации власти и общества у нас выстроено неправильно. Ну, скажем, разве нормально, когда для того, чтобы работники рыбокомбината на Шикотане получили законные зарплаты, им приходится надеяться лишь на один путь – дозвониться по прямой линии президенту страны? А где, спрашивается, местные начальники, где губернатор, где контролирующие органы, где правоохранители? Ведь понятно, что до звонка В.В. Путину люди тыкались в самые разные инстанции по поводу невыплат им положенных зарплат. Выходит, ответственные лица не занимались жалобами, отмахивались от их авторов, как от назойливых мух. Но ведь президент не может работать за всех, подчищая все грехи огромной чиновной массы, которая в силу своего равнодушия к людским нуждам не исполняет то, что обязана исполнять.
Мне лично глубоко отвратителен тот железобетонный формализм, на стену которого зачастую наталкиваются в разных госструктурах жалобы и обращения граждан. Мы часто говорим о том, что чиновники и депутаты – "слуги народа". Но ведь базой такого служения может быть только одно – неравнодушное отношение к проблемам сограждан. Вот почему мы в СР требуем от всех наших партийных руководителей, депутатов и сотрудников аппарата внимательного отношения буквально к каждому письму, каждому обращению любого гражданина. Для себя же я давно взял за обязательное правило – лично читать все обращения (сколько бы их ни было!), поступающие в мой адрес. Да, это нелёгкий труд. Иногда возвращаешься в Москву из тяжёлой командировки, а тебя ждут огромные стопы писем, требующих ответов. И нет разницы – день на дворе или ночь-полночь – надо разбирать почту, вникать в суть каждого письма и отвечать по существу. Не собираюсь приукрашивать, говоря, что всё получается идеально. Иногда из-за крайне загруженного рабочего графика происходят задержки с ответами. Бывает и так, что просто не хватает ресурсов и полномочий, чтобы реально помочь тому или иному заявителю. Но всё равно – я убеждён! – надо тащить этот воз и не считать его обузой. Это дело принципа!
Возникает логичный вопрос: как все-таки добиться повсеместного повышения ответственности за качественную работу с письмами и обращениями граждан? Подсказки выдаёт та же почта. Т. Тедеев из Москвы, обратившийся в мою Интернет-приёмную, написал, что, по его мнению, назрела необходимость в принятии качественно нового закона о порядке работы с обращениями граждан. И мне думается, он совершенно прав. Ведь в нынешнем законе регламентированы лишь самые общие вопросы, вроде сроков ответов на обращения. А вот эффективные механизмы, которые бы заставляли всю бюрократическую машину крутиться более энергично, практически не определены. Не учтены и многие современные реалии. К примеру, ничего не сказано о том, как должны работать те же самые интернет-приемные, хотя алгоритм их работы давно надо бы прописать на законодательном уровне.
Особый разговор – о мерах ответственности тех, кто допускает волокиту и иные нарушения в работе с обращениями граждан. Многие ли знают, что с 2011 г. у нас введена административная ответственность за это? Руководителя или чиновника, халатно относящегося к поступающим обращениям, можно в принципе (добившись судебного решения) оштрафовать на 5-10 тысяч рублей. Вот только много ли за прошедшие годы мы припомним таких судебных прецедентов? Считанные единицы! По сути данная норма не работает и никого из чиновников не пугает. Слишком много усилий надо потратить гражданину, которого обидели волокитой и формализмом, чтобы привлечь обидчиков к ответу.
СР давно предлагает ввести простой, но эффективный порядок. Надо взять за основной критерий оценки госслужащего мнение граждан о его работе. По тем руководителям и чиновникам, на которых систематически поступают жалобы (в том числе по поводу волокиты, отписок и т.д.), должны приниматься жесткие кадровые решения. Другими словами: не умеешь работать с людьми, не хочешь заниматься их проблемами и нуждами – освобождай кресло! Таким на госслужбе делать нечего.
Великий русский историк В.О. Ключевский как-то подметил: "Всякое общество вправе требовать от власти: "Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось". Но бюрократия думает иначе: "Нет, это вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами". Увы, эта фраза, сказанная давным-давно, по-прежнему актуальна для нашей страны. Ведь и сегодня мы часто сталкиваемся и с глухотой власти и с её отчуждением от народных проблем. И очевидно, что одним из главных факторов, усугубляющих эту глухоту и отчуждённость, является политический монополизм "партии власти" – "Единой России". Именно её стремление подмять под себя все и вся порождает клановость, круговую поруку, произвол региональных и местных "князьков", считающих, что партбилет "ЕР" в кармане означает принадлежность к "избранной касте".
В связи с этим мы в СР должны понимать, что, открывая сегодня во многих регионах и городах Центры защиты прав граждан, мы делаем это вовсе не для предвыборного пиара, как считают наши недоброжелатели. Мы делаем это для того, чтобы россияне увидели, наконец, свет в конце тоннеля! Надо дать понять людям, что бюрократическую стену всё-таки можно прошибать, а также научить их самих это делать. Надо показать, как можно находить управу на самых махровых чинуш. Надо доказать, что борьба за справедливость – это не "романтическое мечтание", а реальное действие.
Сегодня всё отчётливее видно, как в стране растет общественная активность. Растёт по многим причинам. По причине экономических трудностей, осложняющих жизнь людей. По причине сложных геополитических реалий, к которым россияне не могут не чувствовать сопричастность. По причине приближающихся думских выборов. По причине растущего самосознания граждан и продолжающегося мужания нашего гражданского общества. Всё это выливается в растущую потребность многих людей активнее заявлять свою позицию по разным вопросам и пытаться как-то влиять на власть. Поток самых разнообразных обращений граждан в органы власти, я полагаю, в ближайшее время будет только увеличиваться. И если кто-то считает, что эта проблема рассосётся сама собой, что можно продолжать обходиться привычными, годами наработанными бюрократическими приёмами и ухищрениями, тот глубоко ошибается. Жизнь всё настойчивее требует как обновления самой власти, так и обновления всей системы её коммуникации с обществом. Ну, а начинать следует, как мне представляется, с обновления законодательной базы, которая бы кардинально улучшила качество работы с письмами и обращениями граждан.