МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Эксперты определили самых полезных депутатов Госдумы

17 января 2018

Рейтинг возглавили четыре единоросса.

Близкий к Госдуме фонд ИСЭПИ составил рейтинг законотворцев и оценил основные тренды осенней сессии 2017 г. Самыми результативными депутатами стали Павел Крашенинников, Андрей Макаров, Павел Качкаев, Александр Сидякин (все - "Единая Россия") и лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Крашенинников был соавтором ряда политически значимых законопроектов (поправки о наблюдателях на президентских выборах, антитеррористические поправки, нормы по защите животных и по поддержке семей с детьми-инвалидами), а усиление позиций Макарова объясняется работой над бюджетными и налоговыми вопросами, объясняют эксперты. В первой десятке или возле нее остаются также эсеры Анатолий Аксаков и Галина Хованская, отвечающие соответственно за регулирование банковского сектора и сферу ЖКХ. Несколько депутатов-новичков, работающих первый созыв, снова попали в число эффективных: это эсер Олег Николаев, единороссы Игорь Дивинский и Василий Пискарев, Виталий Пашин (ЛДПР). Основной темой законотворчества остаются вопросы ЖКХ и жилищной политики, поэтому вторую сессию подряд в первой десятке оказываются единороссы из комитета по делам ЖКХ - Качкаев и Сидякин. Эксперты также отмечают ослабление позиций вице-спикера Ирины Яровой (22-е место вместо 4-го).

Среди трендов эксперты называют продолжение борьбы с некачественными инициативами. Если в прошлые годы депутаты становились авторами около 55% новых законопроектов, то в этом созыве они вносят лишь 40-45% от их общего числа. Прошлой осенью в Думе оказалось рекордно мало (всего 8) проектов, внесенных депутатами и отозванных из-за несоответствия регламенту. Главным законотворцем по-прежнему остается правительство - принимается 61% его инициатив, тогда как у депутатов - от 25 до 29% от принятых хотя бы в одном из чтений проектов. Основная тема депутатских законопроектов - по-прежнему социальная сфера, а самой пассивной по законотворчеству фракцией, как и в весеннюю сессию, остается КПРФ.

Госдума выдерживает заявленный курс на уход от скоростного законотворчества: ни один из законов осенью не был одобрен по упрощенной процедуре (в первом чтении и сразу в целом). Но из-за приближения президентской кампании возросло количество "быстрых" законов, при принятии которых между первым и третьим чтениями прошло менее 15 дней: весной таких документов было 15, осенью - 20. Их быстрое принятие обусловлено тем, что нормы должны либо заработать в новом бюджете, либо обеспечить реализацию новых президентских инициатив на старте избирательной кампании. Такими предвыборными президентскими инициативами стали, например, законы о ежемесячных выплатах на первого и второго ребенка для семей с низкими доходами и продлении программы материнского капитала до 2021 г.

"Не удивлюсь, если и в весеннюю сессию количество быстрых законопроектов окажется чуть больше, чем в 2017 г. Одним из приоритетов для Госдумы является реализация президентских поручений, а в период избирательной кампании Владимир Путин регулярно выступает с новыми социальными инициативами", - говорит эксперт ИСЭПИ Александр Пожалов. В последние месяцы многие поручения Путина правительству, в том числе требующие законодательного сопровождения, даются с очень жесткими сроками реализации, не выходящими за рамки марта - апреля 2018 г., напоминает он. Это подчас приводит к формальным недостаткам - корректировке концепции отдельных проектов или быстрому рассмотрению законопроектов, но на качестве принимаемых законов не отражается, так как они предварительно полностью проработаны, уверяет эксперт.

Институты госвласти не могут остаться в стороне от главных выборов, согласен политолог Константин Калачев. Лучшая помощь основному кандидату - активное законотворчество, и если надо проводить президентские инициативы, то институты готовы и статистику это не подпортит, поясняет он: "Рост субъектности палаты не означает, что Дума забирает себе функции правительства в определении актуальных приоритетов. Госдума в этом случае обеспечивает качество и сроки. Но и собственное нормотворчество присутствует". В том коридоре возможностей, в котором находится Госдума, они делают все по максимуму, уверяет эксперт: "Рост субъектности и работа Думы как слаженного механизма уже заслуживают похвалы. А готовность отозваться на запросы партнера в лице правительства не мешает доработке и переработке его инициатив".

У рейтинга законотворцев "непонятная методика оценки", считает политолог Александр Кынев: "Никакой иной цели, кроме пиара Госдумы, тут не просматривается ни по форме, ни по содержанию".

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International