МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Школьный психолог – не роскошь, а необходимость

26 января 2018

Прочёл интервью министра образования России Ольги Васильевой агентству «Интерфакс». В разговоре красной нитью – о недавних страшных событиях в школах Перми и Бурятии.

Однако подобного рода «громкие» происшествия случаются у нас с завидным постоянством на протяжении уже нескольких лет. И при каждом новом случае журналисты федеральных изданий ведут свою статистику.

Вот свежие данные: с конца 2013 года в российских школах зафиксированы минимум пятнадцать случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский. Число раненых просто огромно.

Интересное совпадение: именно в 2013 году, то есть пять лет назад, в России стартовала политика оптимизации школ. Своеобразный «юбилей».

В январе 2013-го оптимизацию начали, а в октябре-декабре этого же года были зафиксированы сразу три случая стрельбы из пневматического оружия в школах. Могут ли эти события находиться в причинно-следственной связи? На мой взгляд, вполне.

Вот уже пять лет финансирование всех российских школ является подушевым. Деньги на содержание госучреждения привязаны к количеству учеников, готовых воспользоваться его услугами. Укрупнение стало основной стратегией выживания. Больше учащихся – больше денег.

Конечно, объединение снижает некоторые управленческие расходы, это вам скажет любой экономист. Например, вместо шести специалистов вы можете держать троих, увеличив им зарплату. Но когда «лишними» в школах оказываются ставки психологов, это уже не оптимизация, а сокращение в чистом виде.

Результат мы видим: нарастание агрессии, стрельба и поножовщина. Безусловно, здесь не последнюю роль играет ответственность родителей, но и важность работы психолога очевидна – именно он смог бы заметить особенности поведения подростков и скорректировать их. Но оптимизация лишила школу такой возможности.

А ведь чиновники придумали всё это не от большого ума, а от бессилия. Слияния и укрупнения в госсекторе, как правило, нужны, чтобы скрыть, что та или иная социальная сфера «загибается», собрать скудные ресурсы и заткнуть имеющиеся дыры. Вот и всё. Но проблема в том, что изменения социальной сферы нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Иначе сфера перестанет быть социальной.

Ольга Васильева в интервью говорит о том, что современная школа не может жить без психологов. Я тоже считаю, что сокращение этих ставок было серьёзной ошибкой, которая привела к весьма негативным последствиям.

Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в прошлом году вносила в Государственную Думу ФС РФ законопроект о возвращении в школы психологов. В данном вопросе наши взгляды с главой министерства образования и науки полностью совпадают.

Рад, что систему образования страны наконец-то возглавляет человек, думающий на перспективу, нацеленный не ломать, а созидать. Правда, от системы когда-то лучшего в мире образования сегодня осталось маловато. Но мне кажется, что совместными усилиями мы многое сможем исправить.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International