Прочёл интервью министра образования России Ольги Васильевой агентству «Интерфакс». В разговоре красной нитью – о недавних страшных событиях в школах Перми и Бурятии.
Однако подобного рода «громкие» происшествия случаются у нас с завидным постоянством на протяжении уже нескольких лет. И при каждом новом случае журналисты федеральных изданий ведут свою статистику.
Вот свежие данные: с конца 2013 года в российских школах зафиксированы минимум пятнадцать случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский. Число раненых просто огромно.
Интересное совпадение: именно в 2013 году, то есть пять лет назад, в России стартовала политика оптимизации школ. Своеобразный «юбилей».
В январе 2013-го оптимизацию начали, а в октябре-декабре этого же года были зафиксированы сразу три случая стрельбы из пневматического оружия в школах. Могут ли эти события находиться в причинно-следственной связи? На мой взгляд, вполне.
Вот уже пять лет финансирование всех российских школ является подушевым. Деньги на содержание госучреждения привязаны к количеству учеников, готовых воспользоваться его услугами. Укрупнение стало основной стратегией выживания. Больше учащихся – больше денег.
Конечно, объединение снижает некоторые управленческие расходы, это вам скажет любой экономист. Например, вместо шести специалистов вы можете держать троих, увеличив им зарплату. Но когда «лишними» в школах оказываются ставки психологов, это уже не оптимизация, а сокращение в чистом виде.
Результат мы видим: нарастание агрессии, стрельба и поножовщина. Безусловно, здесь не последнюю роль играет ответственность родителей, но и важность работы психолога очевидна – именно он смог бы заметить особенности поведения подростков и скорректировать их. Но оптимизация лишила школу такой возможности.
А ведь чиновники придумали всё это не от большого ума, а от бессилия. Слияния и укрупнения в госсекторе, как правило, нужны, чтобы скрыть, что та или иная социальная сфера «загибается», собрать скудные ресурсы и заткнуть имеющиеся дыры. Вот и всё. Но проблема в том, что изменения социальной сферы нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Иначе сфера перестанет быть социальной.
Ольга Васильева в интервью говорит о том, что современная школа не может жить без психологов. Я тоже считаю, что сокращение этих ставок было серьёзной ошибкой, которая привела к весьма негативным последствиям.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в прошлом году вносила в Государственную Думу ФС РФ законопроект о возвращении в школы психологов. В данном вопросе наши взгляды с главой министерства образования и науки полностью совпадают.
Рад, что систему образования страны наконец-то возглавляет человек, думающий на перспективу, нацеленный не ломать, а созидать. Правда, от системы когда-то лучшего в мире образования сегодня осталось маловато. Но мне кажется, что совместными усилиями мы многое сможем исправить.