Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года поставил задачу «развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов».
Это означает, что в ближайшие годы государство должно обеспечить в том числе обновление жилищного фонда, модернизацию социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры не только больших, но и малых населённых пунктов.
Это сложная, но, убеждён, выполнимая задача.
Сегодня состояние жилищного фонда в стране, к сожалению, во многих случаях не отвечает критериям качества, комфортности и безопасности проживания в нём граждан.
Действующие в настоящее время программы капитального ремонта неэффективны. Это подтверждают и последние данные Генеральной прокуратуры, согласно которым в 2017 году не был отремонтирован каждый пятый дом, в том числе из-за выполнения некачественных работ, хищений средств граждан.
Изношенность объектов коммунальной инфраструктуры в морально и физически устаревшем жилищном фонде приводит к увеличению объёма потребления энергоресурсов, что, как следствие, оказывает существенное влияние на рост платы граждан за коммунальные услуги.
С другой стороны, новый, строящийся жилищный фонд зачастую также сложно отнести к качественному и комфортному для проживания граждан.
Это связано и с использованием застройщиками низкокачественных материалов для строительства, и с неразвитостью транспортной и социальной инфраструктуры на территориях застройки, и со многими другими проблемами.
Ситуация обостряется в связи с неразвитостью альтернативных способов обеспечения жильём граждан.
Президент поставил абсолютно ясную и чёткую задачу: снизить ставку по ипотечным кредитам до 6-7% годовых. Эту позицию, безусловно, следует поддержать.
Но не стоит забывать, что ипотека – не единственный механизм обеспечения граждан жильём. Так, например, реализованный нами законодательно в соответствии с Указом Президента РФ № 600 институт некоммерческого найма жилья для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, в субъектах РФ практически не развивается.
Необходимо также возродить жилищную кооперацию в стране.
Кроме того, для решения поставленных Президентом РФ задач фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ считает необходимым принятие следующих решений:
1.Осуществление строительства жилых домов, объектов социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры с учётом жизненного цикла таких объектов.
Каждый объект капитального строительства имеет свой жизненный цикл (от проектирования до сноса).
Где-то он более продолжителен (жилые дома), где-то менее (объекты транспортной, коммунальной инфраструктуры).
Строительство и эксплуатация указанных объектов без учёта жизненного цикла приводят к их преждевременному износу, большим затратам граждан, бюджетов всех уровней, а самое главное, создают предпосылки для угрозы безопасности людей.
Считаю крайне важным участие государства в процессе обеспечения реализации всех этапов жизненного цикла объектов капитального строительства – от создания объектов жилищного фонда и окружающей его инфраструктуры до окончания срока их эксплуатации.
2. Применение передовых технологий и материалов при строительстве жилых домов и объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также при проведении капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов.
В настоящее время имеется опыт строительства жилых домов, их капитального ремонта, модернизации объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с использованием передовых технологий.
Это позволяет экономить энергопотребление, повышает качество и комфортность проживания граждан и (что немаловажно) уменьшает расходы жителей.
Однако стоимость применения таких технологий и материалов сегодня проигрывает более дешёвым, но небезопасным аналогам.
Необходимо не только разработать нормативную базу для применения передовых технологий и материалов, но и оказать финансовую поддержку за счёт бюджетных средств в целях стимулирования их применения.
3. Повышение эффективности систем капитального ремонта многоквартирных домов.
Прежде всего необходимо установить жёсткий контроль за работой региональных властей в данном направлении и привлекать к ответственности лиц, допустивших хищение средств граждан, отчисляемых на капитальный ремонт, либо некачественное проведение капитального ремонта.
Кроме того, в обязательном порядке необходимо предусмотреть правовые механизмы сохранности средств граждан как от инфляционных рисков, так и от банкротства кредитных организаций.
Считаю также необходимым вернуться к вопросу исполнения старых обязательств государства по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На перспективу же необходимо задуматься о стимулировании накоплений средств граждан на капитальный ремонт именно на специальных счетах в отношении собственных домов, поскольку «котловые» способы денежных накоплений рано или поздно дадут сбой, как и любая финансовая пирамида.
4. Создать законодательные условия для осуществления реновации жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.
Реновация позволит не только решить вопросы расселения людей из морально и физически устаревшего жилищного фонда, но и наиболее эффективно решить задачу по обновлению городской среды, обустройства территории застройки, создания необходимой для жизни людей инфраструктуры.
Ещё одна задача, которая была поставлена президентом, – «борьба с бедностью» и усиление адресной поддержки граждан.
Решение этой задачи также находится и в сфере ЖКХ.
Наша фракция неоднократно выходила со следующими предложениями:
– установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере не более 10–15%;
– отменить применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг для малоимущих и льготных категорий граждан;
– восстановить для этих граждан в полном объёме 50-процентную льготу по оплате коммунальных услуг (в настоящее время ограничена нормативом потребления).
Вопрос роста расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги при неизменно низком качестве их предоставления остаётся наиболее острым.
Сегодня, благодаря поддержке Президента РФ, нам удалось частично решить проблему ограничения платы за жилищные услуги, устанавливаемой местными властями.
Однако не разрешены проблемы:
1) необоснованного роста платы за социальный наём, в размер которой местные власти зачастую прячут свои обязательства по плате за капитальный ремонт;
2) взимания дополнительных платежей с граждан на обслуживание многоквартирных домов даже в тех случаях, когда люди не участвовали в принятии соответствующих решений.
И последняя проблема, на которой я хотел бы остановиться также связана с благополучием и безопасностью проживания граждан в многоквартирных домах.
Это вопрос функционирования в жилых помещениях различного рода средств размещения, так называемых хостелов.
С нашей точки зрения, это абсолютно недопустимо, поскольку:
– многоквартирный дом превращается в проходной двор;
– размывается конституционный статус жилого помещения, предназначенного для проживания людей, а не для оказания коммерческих услуг по пребыванию незарегистрированных гостей;
– нарушаются условия использования общего имущества собственников помещений в таком доме;
– снижается уровень безопасности проживания в таких домах.
В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатываются поправки, которые направлены на легализацию этого не вполне законного бизнеса в правовом поле страны.
Просим ещё раз вернуться к этому вопросу и не допустить нарушения жилищных прав граждан.
Жилищная сфера и сфера жилищно-коммунального хозяйства всегда были и остаются очень чувствительными для людей.
Каждое законодательное решение в этой сфере необходимо принимать по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь».
В заключение хочу поблагодарить Правительство Российской Федерации за поддержку нашей инициативы, которая была реализована благодаря поручению Президента РФ – о переходе к прямым договорным отношениям в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг. Наконец-то граждане избавятся в этом вопросе от ненужных посредников.
Вместе с этим хочу также выразить пожелание будущему кабинету министров строго следить за ходом правоприменительной практики в этом вопросе, чтобы ресурсоснабжающие организации честно вели себя во взаимоотношениях с гражданами, соблюдали порядок предоставления коммунальных услуг, не допуская необоснованного повышения размера платы за их предоставление.
Спасибо за внимание!