Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – прим. ред.), уважаемые коллеги!
Как мы слышали в отчёте Правительства Российской Федерации, чему уж точно оно научилось, так это отчитываться. Очень информативный, серьёзный доклад. И действительно, за шесть лет немало сделано. Есть позитивные примеры, мы это слышали.
Но в целом, говоря о политике правительства и в 2017 году, и в предыдущие годы, нужно чётко сказать: это был курс на либеральные реформы, и сам курс – либеральный. И правительство с упорством, достойным лучшего применения, шло и продолжает идти именно этим путём.
Незначительный экономический рост и отдельные позитивные сдвиги как раз оттеняют печальный вывод о том, что в правительстве требуются и структурные, и кадровые перемены.
Робкие попытки организовать стратегическое планирование, найти точки роста и оказать им необходимую поддержку не дают соответствующих результатов. И к сожалению, тенденция к деградации социального государства только увеличивается.
Хочу затронуть несколько проблем, которые особенно чувствительны для граждан нашей страны.
Во-первых, народосбережение. Мы абсолютно убеждены в том, что это ключевая задача правительства. Именно народосбережение означает улучшение качества жизни и решение всех социальных вопросов, касающихся образования, здравоохранения, заработной платы, пенсии, жилищной политики. И здесь мы видим, что, как в народе говорят, конь не валялся. И правительство, очевидно, упускает самую главную цель своей деятельности – улучшение качества жизни людей.
Фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже внесла в Государственную Думу ФС РФ законопроект о народосбережении, где мы прописываем ясную и чёткую государственную концепцию народосбережения и предлагаем сформировать новый координационный орган – Национальный совет по народосбережению, который должен возглавить Президент Российской Федерации. Самое активное участие в работе совета должны принимать правительство и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.
Безусловно, эти предложения потребуют дополнительного финансирования. Мы неоднократно говорили правительству, где необходимо брать деньги. Речь идёт, например, о введении прогрессивной шкалы подоходного налога.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы, отвечая на вопросы из зала, сказали, что, пожалуй, имеет смысл подумать о некоем фрагменте или элементе прогрессивной шкалы.
Вот очередная инициатива, она внесена в Государственную Думу. Я ещё раз повторю: мы не покушаемся, как вы сказали, на доходы среднего класса. Мы предлагаем сделать вилку: 13% для всех и 18% только для тех, кто получает больше двух миллионов рублей в месяц. Я могу назвать цифру: это 20 тысяч человек в Российской Федерации. Для налоговых органов рассчитать 20 тысяч человек очень легко. Но это принесёт 200 миллиардов рублей в бюджет. Давайте попробуем с этого начать.
Также мы предлагаем расширить применение налога на роскошь, отменить НДС для экспортёров сырья, ввести государственную монополию на оборот и производство этилового спирта. Мы с представителями КПРФ постоянно об этом говорим. Это раз и навсегда решит проблему с палёной водкой и гибелью людей от неё и принесёт 450 миллиардов рублей дохода в казну государства.
И конечно, в условиях санкций нам немедленно нужно возвращать наши деньги из стран НАТО. Непонятно, зачем мы кредитуем экономику (давайте называть вещи своими именами) вражеского нам государства, которое демонстрирует самые агрессивные намерения в отношении нашей страны. Это из серии «вчера было бы рано, но завтра может быть уже поздно».
Во-вторых, образование. В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации сказал, что одна из главных проблем, которые стоят перед нашей страной, – это технологическое отставание. Но реформы в системе образования за последние годы привели к тому, что у нас хромает инженерная наука. Выпускники школ поступают в институт и не умеют учиться, не умеют думать, потому что их натаскивают только на сдачу пресловутого единого государственного экзамена. И вместо того чтобы начать работу с каждым ребёнком, продолжается натаскивание, я бы даже сказал дрессировка детей для сдачи ЕГЭ.
Министр образования РФ Ольга Васильева пытается вернуться к сути образования и распространить единое образовательное пространство на территории всей страны. Но она натыкается на прежних реформаторов образования, которые наломали столько дров, что нам ещё долго придется расхлёбывать последствия.
Именно содержание образования, а не некие навыки и компетенции, о которых любят говорить, приведёт в конечном итоге нашу страну и к технологическому прорыву, и к современной мощной высокотехнологичной экономике, и в конечном итоге к независимости.
Наша фракция считает вызовом современности унизительное положение учителей в нашей стране. Несмотря на майские указы, всё равно сегодня учитель, для того чтобы получить зарплату, о которой отчитывается, должен работать в два-три раза больше, и сдавать огромные объёмы практической отчётности. Мы считаем, что учителя, как и врачи, и деятели культуры, обязательно должны быть приравнены по зарплате и по социальным гарантиям к государственным служащим.
В-третьих, здравоохранение. К сожалению, здесь реформы последних лет привели к тому, что сегодня 17 тысяч населённых пунктов в нашей стране (как правило, это небольшие населённые пункты) не имеют ни одного медицинского пункта. То есть люди не имеют возможности получить какую бы то ни было медицинскую помощь. И мы видим, что, к сожалению, растут показатели смертности, несмотря на то что общая продолжительность жизни, благодаря демографическим инициативам Президента Российской Федерации, подрастает.
Государство совершенно правильно не отдаёт стихии рынка охрану безопасности, закона, правопорядка. Однако важнейший вопрос охраны здоровья спокойно отдали на усмотрение рыночных механизмов. Сегодня огромное количество частных страховых компаний, как пиявки, присосались к нашему бюджету, в частности к Фонду обязательного медицинского страхования, и качают деньги. Становится выгодно долго лечить, создавать новые лечебные процедуры, но не вылечивать. Это абсолютно неправильно. Мы противники Фонда обязательного медицинского страхования в целом, мы считаем, что забота о здоровье граждан – это прямая обязанность государства, а значит, должно существовать прямое бюджетное финансирование.
Хочу сказать с этой трибуны, что считаю позором для нашей страны и для правительства, когда на центральных каналах телевидения озвучиваются призывы собирать деньги всем миром на лечение детей. А десятки миллиардов рублей у нас утекают в карманы частных страховых медицинских компаний.
Следующая тема – жильё. Здесь мы, конечно, уповаем на ипотеку. Но большинство наших граждан еле сводит концы с концами, им есть не на что, поэтому ипотека не решит проблему. Наши предложения, о которых мы неоднократно говорили: стройсберкассы, фонд некоммерческого жилья (мы внесли такой законопроект, и его поддержал Президент РФ) и, конечно, социальное жильё. Потому что неимущие граждане – инвалиды, ветераны, дети-сироты – могут получить только социальное жилье. Можно подумать и о том, что социальное жильё не обязательно должно иметь возможность приватизации.
Завершая выступление, отмечу, что нынешняя экономическая модель развития нашей страны неэффективна и уклоняться от выбора новой адекватной модели экономического развития России правительству больше нельзя.
Сегодня системно не решена ни одна социальная проблема: реформа образования завершилась тем, что уровень образованности упал; реформа здравоохранения – тем, что оно стало платным; реформа ЖКХ – ростом стоимости услуг; пенсионная реформа – дефицитом средств в Пенсионном фонде и намёками правительства на необходимость повысить пенсионный возраст.
Но зато мы победили в росте числа долларовых миллионеров. Здесь мы впереди планеты всей. А на другом полюсе более 20 миллионов граждан нашей страны, которые живут практически за чертой бедности.
России нужен рост для всех, чтобы успехи делились на всех, чтобы тяготы были разделены между всеми. Мы уверены в том, что с действующим финансово-экономическим блоком Правительства Российской Федерации этого добиться невозможно. Политика Правительства РФ требует не просто корректировки, а кардинального пересмотра.
Спасибо за внимание.