Добрый день, дорогие друзья и коллеги!
Сегодня здесь собрались члены Экспертного совета фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и наши гости. По традиции пленарные заседания Экспертного совета фракции проводятся дважды в год. Сегодня, практически по завершении весенней сессии 2018 года, мы проводим очередное пленарное заседание.
За последнее время произошло много событий, которые сильно повлияли и ещё повлияют на развитие экономики и социальной сферы нашей страны. Президент поставил новые задачи, и активное участие наших депутатов и экспертов в их решении крайне важно.
Считаю, что три крупных аналитических доклада по проблемам здравоохранения, лесного хозяйства и освоения Арктики, подготовленных с участием Экспертного совета, помогут нам сформировать чёткую позицию по этим вопросам и, надеюсь, будут использоваться в дальнейшей работе Государственной Думы ФС РФ и Правительства Российской Федерации.
Рассчитываю на продолжение нашего плодотворного сотрудничества, тем более что нерешённых проблем меньше не становится.
Чтобы страна могла двигаться вперёд, нам необходимо решить две главные задачи: выйти на путь устойчивого экономического развития и повысить благосостояние граждан.
Главный вопрос – какое общество мы хотим построить для себя, наших детей и внуков? Общество разочарованных безработных без надежд на будущее и каких-либо перспектив или современную динамичную экономику, удобную для человека, в которой качественное образование, доступная бесплатная медицина и обеспеченная старость станут нормой?
Правительство не даёт на этот вопрос внятного ответа. Налицо острый дефицит стратегического видения, несмотря на принятый закон "О стратегическом планировании". Вместо поиска современных источников роста снова начали перешивать «тришкин кафтан», причём исключительно за счёт наших граждан.
После инаугурации первый же указ, который подписал Президент Российской Федерации, подтвердил, что приоритеты нашей партии и приоритеты Президента РФ совпадают. Чего нельзя сказать о Правительстве Российской Федерации. Оно часто делает по-своему, как в случае пенсионной реформы, проект которой, по сути, противоречит Конституции и ухудшает положение граждан. Это вызывает серьёзную тревогу, поскольку затрагивает интересы миллионов людей. В обществе в связи с этим нарастает сильное напряжение.
В ваших раздаточных материалах, уважаемые коллеги, имеется перечень законопроектов, подготовленных с участием экспертов и находящихся сегодня на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ. Многие из них непосредственно связаны с реализацией майских указов и позволят добиться реальных положительных результатов по очень важным вопросам. Коротко о них.
Первое. Пакет законопроектов о пенсионной реформе. Он устанавливает мораторий на повышение пенсионного возраста, предусматривает перерасчёт и полноценную индексацию пенсий как работающим, так и неработающим пенсионерам, отменяет бальную систему и обязательность накопительной части пенсии. Этой теме сегодня будет посвящено отдельное выступление. Хочу сказать несколько предварительных слов. Для повышения пенсионного возраста нет ни экономических, ни социальных, ни политических оснований. Мы предлагаем до 2030 года этот вопрос вообще не поднимать.
Проблему дефицита пенсионного бюджета можно решить, не перекладывая её на плечи людей. Во-первых, упразднить сам Пенсионный фонд, который превратился в паразитического бюрократического монстра, и платить пенсии напрямую из бюджета на основе трёх критериев – стажа, прежнего заработка и особых условий труда. Во-вторых, использовать уже полученные бюджетом дополнительные доходы, которые сегодня значительно превышают дефицит пенсионной системы. В-третьих, отказаться от возврата НДС экспортёрам сырья, прежде всего нефти и газа.
В настоящее время СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ проводит в регионах пресс-конференции, посвящённые предложениям партии по решению проблем пенсионной системы.
Хочу проинформировать о том, что позавчера мы внесли ещё один законопроект в ГД. Наше правительство, предлагая такую пенсионную реформу, говорит, что у нас резко возросла продолжительность жизни и граждане живут долго и счастливо, и именно поэтому, с их точки зрения, надо повышать пенсионный возраст.
Мы говорим, что у нас есть и другие цифры. Мы знаем, какой процент людей, прежде всего мужчин, не доживут до выхода на пенсию. А те, кто выйдут на пенсию, не доживут до того расчётного года дожития.
Если уж у нас всё так хорошо с продолжительностью жизни, давайте введём наследование пенсионных прав. Если пенсионер умирает либо до выхода на пенсию, либо до года дожития, государство не должно потирать руки, считая, что оно здорово сэкономило, а должно выплачивать эти пенсии наследникам.
Второе. Законопроект "О народосбережении". Он, в частности, предусматривает персональную ответственность должностных лиц в случае низких показателей уровня жизни граждан. В нашем законопроекте мы предлагаем 14 критериев, но я даже отмечать их сейчас не буду, они совершенно очевидны. По ним оценивается реальный уровень социальной защиты населения как в стране в целом, так и в каждом субъекте Федерации.
И надо отметить, что буквально через две недели после того, как мы внесли этот законопроект, правительство издало своё распоряжение, в котором были практически те же самые критерии, но там нет двух важных вещей. Во-первых, в отличие от нашего законопроекта, там нет персональной ответственности. Во-вторых, правительство считает, что необходимо выполнять эти требования в субъектах Федерации, но ни слова не говорит о том, что само оно должно их выполнять.
Мы считаем, что такая законодательная инициатива нужна и важна. Кстати, по заведённой традиции в каждой сессии каждая фракция имеет право предложить четыре законопроекта для рассмотрения в приоритетном порядке. И мы вот этот законопроект выдвинем как приоритетный, как и наш закон о пенсионной реформе.
Напомню, что фракцией внесён целый пакет законопроектов, связанный со сферой здравоохранения. Среди них: "Об обеспечении здоровья детей", "О включении лекарственного обеспечения в стандарты лечения" и, как первый шаг, поправки в закон "Об обязательном медицинском страховании", исключающие частные страховые компании из системы ОМС.
Демографического подъёма у нас не будет, пока мы не решим квартирный вопрос. Правительство видит только один путь – ипотеку. Однако нынешняя ипотека и демографический прорыв – взаимоисключающие вещи. Недавнее поручение Президента Российской Федерации о субсидировании ипотечной ставки для семей с четырьмя и более детьми до уровня 6% годовых только подтверждает этот вывод. Вместе с тем банки пытаются компенсировать некоторое снижение ипотечных ставок манипуляциями со сроками погашения кредита, который загоняет семьи в долговую кабалу, заставляет экономить практически на всём, мешает нормально растить, поднимать детей, планировать рождение новых. Правительство не предложило ни программу строительства социального жилья, ни новый механизм переселения граждан из аварийного жилья, объём которого всё время увеличивается.
Подчеркну ещё раз: нам необходим солидный фонд социального жилья и нужна общероссийская реновация, проведённая в сжатые сроки!
Третье. Изменения в Налоговый кодекс, которые отменяют применение кадастровой оценки для определения налоговой базы по налогам на имущество физических и юридических лиц.
В качестве базы налога на имущество мы предлагаем использовать инвентаризационную стоимость. Качество определения кадастровой стоимости вызывает большое количество нареканий: фиксируются факты, когда кадастровая стоимость превышает рыночную в сто раз. Это создаёт социальную напряжённость.
Четвёртое. Несколько слов о проблеме качества образования и науки. Мы всегда были убеждёнными противниками ЕГЭ, навязанной нам тестовой системы, которая не развивает школьников, не учит их мыслить самостоятельно. Рад, что в этом вопросе мы находим поддержку со стороны министра просвещения Ольги Васильевой. Она действует осторожно, но процитирую её последнее высказывание на этот счёт: "ЕГЭ оценивает то, чего нет". И действительно нет тех параметров, которые должны этой системой оцениваться.
Разделение Министерства образования и науки Российской Федерации на Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ, на чём мы настаивали в течение десятилетия, наконец состоялось. Теперь мы ждём от министра науки конкретных шагов по поддержке учёных и развитию национальных научных школ.
Уважаемые коллеги, в заключение хочу сказать, что сегодня на нашем Экспертном совете будут выступать и расскажут о результатах своей деятельности руководители профильных направлений. Мы с большим интересом и вниманием ждём ваших предложений и рекомендаций по актуальным проблемам развития страны.
Благодарю за внимание.