Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин – прим. ред.)!
Уважаемые коллеги!
Всем нам нужна такая пенсионная реформа, которая обеспечила бы реальный рост благосостояния наших пенсионеров. В представленном Правительством Российской Федерации законопроекте всё сводится к одной мере – повышению пенсионного возраста. Подобный подход существенно увеличивает социальные риски и ведёт к росту напряжённости в обществе. Это в корне противоречит национальным целям развития, которые сформулированы в новом майском указе Президента Российской Федерации.
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ категорически не согласна с предложением Правительства РФ. Представляю десять наших контраргументов.
Первое. Основной аргумент сторонников повышения пенсионного возраста – увеличение продолжительности жизни в нашей стране до 72 лет (71,6). Однако пока в России продолжительность жизни растёт только за счёт сокращения детской смертности, так что этот аргумент не может использоваться как довод в пользу более позднего выхода на пенсию.
Кроме того, срок продолжительности жизни после выхода на пенсию в нашей стране за последние 60 лет практически не изменился: в 1960 году он составлял 16 лет для мужчин и 24,3 года для женщин, в 2017 году – 16,4 для мужчин и 26,1 для женщин. Как видим, разница практически отсутствует.
Второе. Ссылка на другие страны. В странах, где возраст выхода на пенсию выше, чем у нас, продолжительность жизни превышает 80 лет. Реалии же России таковы: при сохранении нынешних демографических тенденций в России до 65 лет не доживут 40% мужчин и 20% женщин. Реализация предложения о повышении пенсионного возраста будет означать, что значительная часть российских граждан просто не успеет выйти на пенсию.
Третье. Реализация правительственных мер приведёт к значительной дополнительной финансовой нагрузке на систему обязательного медицинского страхования.
Из-за тяжёлых условий труда к моменту выхода на пенсию организм человека изнашивается, работники приобретают профессиональные заболевания, обостряются хронические болезни. Если повысить пенсионный возраст, то неминуемо возрастут смертность и количество людей с инвалидностью.
Потребуется серьёзная финансовая помощь системе здравоохранения со стороны государства. Ожидаемой Правительством Российской Федерации экономии средств не получится, а качество жизни и здоровье граждан не улучшатся.
Четвёртое. Предложение о повышении пенсионного возраста для женщин на целых 8 лет – абсолютно неприемлемо.
Правительство, похоже, забыло о колоссальной нагрузке на наших женщин, связанной с рождением и воспитанием детей и внуков. Сегодня женщина, выходя на пенсию в 55 лет, берёт на себя заботу о внуках и оказывает этим поддержку молодой семье. В случае повышения возраста выхода на пенсию такой возможности у неё уже не будет. При таком отношении к женщинам демографию нам точно не поднять.
Пятое. Правительственный законопроект повлечёт за собой гарантированный всплеск безработицы и, как следствие, криминализацию общества.
Сторонники повышения пенсионного возраста говорят, что это продлит активную жизнь граждан и поможет сохранить за ними рабочие места. При этом совершенно не учитываются современные реалии и долгосрочные тенденции на рынке труда.
Очевидно, резко вырастет молодёжная безработица. Молодёжь уже сегодня утрачивает веру в пенсионную систему. Она рассчитывает только на себя. Вместо трудоустройства молодёжи мы получим десятки тысяч невостребованных молодых людей на рынке труда.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова приводит очень печальные цифры: более 48% в общей безработице составляют молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет. Увеличение числа претендентов на рабочие места сделает положение молодёжи ещё более тяжёлым.
В условиях рыночной экономики также крайне сложно гарантировать занятость работникам старшего возраста. Даже если внести необходимые поправки в законодательство, предусматривающие санкции за дискриминацию по возрасту, возрастных работников будут выживать любыми способами. В итоге мы рискуем получить миллионы людей без пенсий, зарплат и жизненных перспектив, которые будут обречены на нищету. Ни для кого не секрет, что уже сегодня работодатели неохотно берут на работу людей категории 45+.
Шестое. Мы убеждены, что, прежде чем повышать пенсионный возраст, Правительство Российской Федерации должно сначала создать достаточное количество рабочих мест. По прогнозам Министерства экономического развития РФ, в 2019 году планируется создание 300 тысяч рабочих мест. Одновременно с этим число новых безработных из-за повышения пенсионного возраста увеличится более чем на миллион.
Седьмое. Обещанная добавка к ежемесячной пенсии в размере 1 тысячи рублей не имеет под собой финансовых оснований. Об этом справедливо говорит в своём заключении Счётная палата.
Но даже в этом обещании Правительства Российской Федерации скрыта уловка: плановая индексация пенсии в 2019 году и так должна составить около 500 рублей.
Восьмое. Фактически повышение пенсионного возраста – это недополученная за дополнительные годы работы пенсия, недополученные льготы при оплате услуг ЖКХ, покупке билетов на транспорт, лекарств.
Девятое. Аргумент Правительства РФ о росте демографической нагрузки не соответствует действительности.
Демографическая нагрузка, то есть соотношение количества граждан старшего возраста трудоспособных и нетрудоспособных, по среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики в 2018 году составит 25,4%, в 2024 году – 27,4%, в 2031 году – 28,7%. Таким образом, рост демографической нагрузки не будет значительным.
Десятое. Проводимые опросы показывают, что около 90% граждан категорически против повышения пенсионного возраста. Из этого следует ясный вывод: закон о повышении пенсионного возраста принимать недопустимо. И Государственная Дума, как представительный орган власти, должна отстаивать интересы подавляющего большинства российских граждан.
Мы убеждены: проблемы пенсионной системы можно решить, не перекладывая это на плечи людей.
Кратко перечислю наши предложения.
Первое. Запрет на повышение пенсионного возраста.
Второе. Индексация пенсий для работающих пенсионеров в полном объёме не ниже уровня инфляции.
Третье. Расчёт пенсий должен вестись на основе простых и ясных критериев: трудовой стаж, прежний заработок и условия труда. Пенсия должна быть не ниже 40% от прежнего заработка.
Четвёртое. Отмена регрессивных тарифов страховых пенсионных взносов и установление плоской шкалы в 22 процента для всех работников. Это принесёт более шестисот миллиардов рублей в бюджет Пенсионного фонда.
Пятое. Борьба с так называемой теневой занятостью. По данным Федеральной службы государственной статистики, в настоящий момент количество неофициально занятых граждан достигает 15 миллионов человек, а теневой фонд оплаты труда достигает 10 триллионов рублей, то есть половину от официального фонда оплаты труда. Компании, привлекающие нелегальный труд, должны быть лишены налоговых преференций и возможности участия в государственных закупках.
Шестое. Установление права наследования страховой пенсии по старости. Мы считаем несправедливой сегодняшнюю ситуацию, при которой гражданин, отчисляя страховые взносы с начала трудовой деятельности, может не получить в случае раннего ухода из жизни ни копейки, а государство заберёт все его накопления себе.
Седьмое. Выплата пенсий ранее достижения пенсионного возраста ряду категорий граждан: инвалидам; женщинам, родившим пять и более детей; тем, кто работал в тяжёлых и вредных условиях, на Крайнем Севере, и другим – с одновременной отменой повышенных специальных пенсий лицам, замещающим государственные должности.
Уважаемые коллеги!
И в заключение. Правительство предлагает очень простой бухгалтерский подход к наполнению бюджета Пенсионного фонда – повысить пенсионный возраст, а значит, в очередной раз осуществить так называемую реформу за счёт наших граждан.
Надо признать, с телеэкранов мы уже месяц слышим настойчивые призывы подготовленных граждан вообще не уходить на пенсию и работать до бесконечности. Это только добавляет градус социального напряжения в обществе. Почему бы Правительству Российской Федерации в таком случае вместо требования повысить возраст не предложить гражданину самому определить момент выхода на пенсию: для мужчин не ранее 60 и не позднее 65 лет и для женщин: не ранее 55 и не позднее 63 лет. Такое решение будет реальным, а не навязываемым с телеэкранов отображением волеизъявления граждан.
Убеждён: принципы пенсионной реформы – это вопрос гражданской зрелости нашего общества. Пенсионная система должна стать по-настоящему солидарной, объединяющей нас как нацию.
Предложения Правительства Российской Федерации с этой точки зрения категорически неприемлемы, поэтому фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не поддерживает представленный законопроект и будет голосовать против.