Уважаемые коллеги!
Сегодня мы являемся свидетелями беспрецедентной эрозии системы стратегической стабильности, которая представляет собой фундамент современной мировой архитектуры безопасности. Рушатся нормы и правила цивилизованных международных отношений, которые были выстраданы человечеством после двух мировых войн.
Напомню: в 2001 году США вышли в одностороннем порядке из Договора об ограничении систем ПРО; потерял свой первоначальный смысл Договор об обычных вооружённых силах в Европе; стало невозможным сотрудничество с НАТО, которое упорно движется на восток; в Польше и Румынии размещаются универсальные пусковые установки, которые могут служить как учебным, так и боевым целям; наращивается присутствие, в том числе ядерное, вдоль всех границ; принимаются решения об усилении военного контингента на востоке Польши; наращивается военная активность и в Балтийском, и в Чёрном морях, а также на Украине.
Особенно опасным представляется свёртывание полноценного диалога на всех уровнях и по всем направлениям, переход на язык санкций и ультиматумов, последствия которых трудно прогнозировать.
Хотел бы напомнить известное высказывание Черчилля, который в своё время сказал: "Вы всегда можете рассчитывать, что американцы поступят правильно после того, как перепробуют все остальные варианты". Похоже, что они далеко не всё перепробовали и пробовать будут долго. Поэтому рассчитывать на их благоразумие, которое вроде проявилось на саммите "Большой двадцатки", считаю преждевременным, так как их стратегические цели и задачи остаются неизменными.
Бойкот российских СМИ, экспертных мнений и ограничение возможностей распространения альтернативной информации и различных точек зрения говорят об усилении давления стереотипов и унификации политического мышления. Грустные итоги последней Мюнхенской конференции по безопасности – лучшее тому подтверждение. Со всех сторон звучали предложения, больше относящиеся к "долгому двадцатому веку", чем к реалиям настоящего времени.
Не хотел бы, чтобы для появления новых идей понадобился масштабный кризис международной безопасности, сопоставимый с Карибским. И это печально.
Запад по-прежнему демонстрирует полное отсутствие позитивной международной повестки, которую можно было бы предложить миру. США судорожно пытаются изображать из себя мирового гегемона. Они отказались от сколько-нибудь цивилизованного лоббирования своих национальных интересов на международной арене, прибегают лишь к политике угроз, санкций и вмешательству в дела других государств. Евросоюзу мешают отсутствие консенсуса между элитами и внутренние проблемы. Европа даже не хочет замечать, что использование её территории для размещения военной инфраструктуры США создаёт предпосылки для международного кризиса, чреватого глобальной катастрофой. С тупым упорством тиражируется подкинутая из-за океана мысль о том, что Россия во всём и всегда виновата.
Подчеркну, что политика разрядки, переход к ограничению стратегических вооружений были не столько желанием верхов, сколько вынужденной реакцией на требование общественности, в том числе стран Западной Европы, не желающей быть заложником смертоносной гонки вооружений. Мы помним кадры массовых протестов западных немцев против размещения в ФРГ американских ракет средней дальности "Першинг". Во многих других европейских столицах выходили миллионы людей, которые прекрасно понимали: размещение этих ракет означает, что с нашей стороны размещено столько же. Америка далеко, и в первую очередь ракеты из Советского Союза полетят в Европу. Не думаю, что и сегодня европейские народы поголовно готовы примерить на себя шкуру агнца, определённого на заклание заокеанскими стратегами.
В создавшихся условиях России вполне по силам стать ведущим "экспортёром" безопасности для всех стран, которые не доверяют новоявленным архитекторам мирового порядка, создать новые переговорные площадки и усилить работу со своими союзниками, со всеми, кто готов к сотрудничеству.
Считаю, что в диалоге с западными коллегами нам не надо оправдываться. Нужно действовать наступательно, не надо рассчитывать, что они ответят на благородный жест. Они это воспримут откат как повод для атаки. Поэтому только вперёд и иного быть не должно.
Не думаю, что нам следует специально добиваться отмены санкций. Санкции отомрут сами собой как политический рудимент. И чем скорее те же европейцы подойдут к пониманию этого, тем будет лучше для всех. Нам не нужны разделительные линии в Европе. Но, к сожалению, пресловутая берлинская стена крепко засела в головах западных политиков.
Россию считают лидером в продвижении парламентской дипломатии. О том, что это так, парадоксальным образом свидетельствуют многочисленные санкции против депутатского корпуса именно России. Потому что, как ни парадоксально это звучит, боятся. Боятся нормального диалога, боятся реальных документов и фактов, а не измышлений, взятых иногда просто из интернета. Наше участие в работе международных парламентских институтов, форумов, других диалоговых площадок вызывает устойчивое раздражение недоброжелателей.
Необходимо проанализировать, насколько эффективно мы используем имеющиеся возможности, понять, какие форматы можно задействовать дополнительно.
Отмечу те тенденции в международных отношениях, с которыми нам надо считаться в повседневной работе.
Первое. Россия была, есть и будет не только самостоятельным центром силы глобального уровня, но и евразийской державой.
Часто приходится слышать предложения поменять вектор, развернуться на Восток – к Китаю, странам Юго-Восточной Азии. Нет, мы должны оставаться евразийским государством и должны равномерно работать по всем векторам.
В числе наших важнейших приоритетов всегда были отношения с Китаем.
В июне этого года Президент Российской Федерации В.В. Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности. Считаю, что этот документ создаёт хорошую основу для интенсификации не только двусторонних отношений, но и для диалога о будущем всей мировой архитектуры. Первым практическим шагом должно стать создание Парламентской ассамблеи ШОС. Этот проект нам уже 11 лет не удаётся реализовать.
Второе. Расширяющиеся масштабы экономического шантажа говорят о том, что основные проблемы мировой дипломатии в значительной мере перемещаются в сферу экономики. Конкуренция за природные ресурсы и конфликты по сырьевым, экологическим и аграрным вопросам становятся острее. В фокусе обеспечения безопасности всё чаще оказываются энергообеспечение, трубопроводы, транзит, миграция.
Это вынуждает многие страны искать новые союзы и альянсы, обеспечивающие безопасность на принципах равноправия и уважения экономического суверенитета. В связи с этим надо активно поддерживать процессы кооперации национальных экономических проектов.
Третье. В основе эффективности парламентской дипломатии – потенциал "мягкой силы", включающей такие аспекты, как притягательность культуры, науки, образования и социально-экономических достижений. Интеллектуальный багаж прошлого здесь недостаточен. Невозможно претендовать на достойную роль в строительстве новой системы международной безопасности, отставая в сферах робототехники и искусственного интеллекта, коммуникаций и хранения данных. Именно здесь важна международная кооперация с заинтересованными странами.
Четвёртое. Страны любого региона различаются по своим размерам, экономическим показателям, уровню жизни, военному потенциалу и политической влиятельности. Поэтому их роль и степень ответственности за поддержание безопасности в той или иной части мира по определению не могут быть одинаковы. Однако должны звучать все голоса, кроме откровенно экстремистских. Наша страна всегда поддерживала многоголосье народов и стран, право каждой страны на суверенное развитие.
Пятое. Для успешной работы нам необходим постоянный мониторинг обстановки и обратная связь для анализа и прогнозирования политической ситуации. Приходится иметь дело с бесконечным числом неправительственных организаций, фондов, институтов, экспертных советов, правозащитных объединений, антикоррупционных союзов, экологических организаций, религиозных объединений. Это требует от нас особой дипломатии.
Шестое. Наряду с межпарламентскими контактами важны и межпартийные связи. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ много лет сотрудничает с Социалистическим интернационалом, объединяющим 147 партий из 127 стран мира. И эту работу мы будем продолжать.
Седьмое. Парламентская дипломатия не должна проводиться в категориях "союзник-противник". Необходимы более гибкие формы отношений и более разнообразные партнёрские связи по различным аспектам политики безопасности в разных форматах и с разным составом участников. Важны информационная открытость и готовность к диалогу по всем вопросам, в том числе и по тем, по которым в настоящее время не просматривается возможность скорых решений.
Уважаемые коллеги!
Думаю, что все эти вопросы должны стать темами участия российских депутатов в деятельности Международного парламентского союза. Неформальные дискуссии на этой площадке могут стать хорошим подготовительным этапом для рассмотрения многих принципиальных вопросов Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Хороший переговорный потенциал вижу также в работе Азиатской парламентской ассамблеи, куда входит 41 страна, включая Россию.
Я согласен с тем, что холодная война продолжается, и мир, в котором мы живём, явно не стал лучше, вопреки ожиданиям и чаяниям миллионов людей. В мире сегодня огромный запрос на устойчивое развитие и справедливость. Для людей на всей планете неприемлемы война и насилие как способ решения конфликтов.
Мы, парламентарии, должны использовать все возможности для того, чтобы донести до наших зарубежных коллег простую истину, которую в своё время очень чётко выразил Андрей Андреевич Громыко: "Лучше десять лет переговоров, чем один день войны".