Уважаемый Вячеслав Викторович, Михаил Альбертович!
Уважаемые коллеги!
В первую очередь я хочу выразить искреннюю благодарность и признательность всем врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, студентам медицинских вузов, которые сегодня в буквальном смысле находятся на линии фронта.
Как сводки с фронта каждый день мы ждем данные статистики от Оперштаба по борьбе с коронавирусом.
Пандемия обнаружила не отдельные недостатки, а системные сбои в организации здравоохранения. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже несколько лет настаивает на увеличении расходов на медицину в два с лишним раза – до 7% ВВП. Реальность подтверждает актуальность этого шага.
Сегодня проблемы здравоохранения вышли на политический уровень. На фоне эпидемии коронавируса обострились все проблемы российской медицины. Проведенная оптимизация привела к дезорганизации. Было сокращено все то, что сейчас срочно необходимо, причем в огромных количествах. Врачи жалуются на тотальный дефицит - начиная с лекарств и оборудования, заканчивая персоналом. Но самый печальный итог оптимизации - это упадок мотивации врачей, как материальной, так и социальной. Врачи надеются, что после эпидемии ситуация изменится.
Считаю, что ситуация может поменяться только при коренном изменении государственного подхода к здравоохранению!!! На сегодняшний день российскому здравоохранению присущи, к сожалению, все недостатки зарубежных систем и представляет собой сочетание страховой модели медицины, где действует правило «деньги следуют за пациентом», правят бал частные страховые компании и навязываются платные медицинские услуги и остатков советской системы Семашко.
Одним словом, реформаторы от медицины умудрились реализовать у нас худшие западные подходы и ликвидировать то лучшее, чем всегда славилась российская медицина.
Сегодня необходима иная формула – деньги идут навстречу пациенту!
Программа развития здравоохранения должна быть пересмотрена. Главный ориентир - доступность медицинских услуг населению. Идеология рынка здесь неприемлема. Наша принципиальная позиция: здравоохранение - это не сфера услуг. Это одна из основных социальных функций государства и должна быть реализована именно как социальная функция.
Поэтому фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает за упразднение Фонда обязательного медицинского страхования и за переход к прямому бюджетному финансированию здравоохранения. Медицина, как армия, должна полностью находиться на содержании государства. Оказание платных услуг в государственных лечебных учреждениях - недопустимо. Врачи должны лечить, а не думать о том, как заработать деньги.
Одновременно надо убрать из системы государственного здравоохранения частные страховые компании. Они существуют не для того, чтобы защитить интересы пациента, а для того, чтобы по максимуму недоплатить государственной больнице за оказанную помощь и оставить эти деньги себе. Этот абсурд длится уже более двадцати лет.
Пора также прекратить региональную вольницу в здравоохранении. В условиях эпидемии это может причинить непоправимый вред. Наша фракция считает, что Министерство должно иметь жесткую вертикальную структуру управления и обладать бОльшими полномочиями воздействовать на регионы.
Еще несколько организационных предложений.
Первое. Надо вывести Санитарно-эпидемиологическую службу из состава Роспотребнадзора, подчинив ее Минздраву. А то получается, что вся медицинская инфраструктура по борьбе с эпидемиями находится в Минздраве, а задачи бороться с эпидемиями у Минздрава нет. В советское время была абсолютно правильная работоспособная конструкция: Главный санитарный врач страны был заместителем министра здравоохранения.
Второе. Многие сотрудники государственных больниц, младший медицинский персонал и уборщицы наняты по аутсорсингу. Еще до эпидемии были большие сомнения в целесообразности подобной экономии затрат. Теперь эти люди непосредственно контактируют с больными коронавирусом, но, в отличие от штатных работников, никаких надбавок не получают. Надо решать этот вопрос.
Третье. Кадровый вопрос заслуживает отдельного разговора. В среднем дефицит специалистов составляет около 30%, а в первичном звене здравоохранения – около половины. По официальным данным Минздрава РФ не хватает порядка 25 тыс. врачей и 130 тыс. человек среднего медперсонала.
Решение кадрового вопроса в здравоохранении и особенно в его первичном звене, - в социально-материальной мотивации!
Не должен даже начинающий медик получать заработную плату, одинаковую либо сопоставимую с работником другой сферы, чья трудовая деятельность не требует серьезной многолетней подготовки. Ведь подготовка способных к самостоятельной работе врачей занимает 8-10 лет, а среднего медицинского персонала до 5 лет, что в 1,5-2 раза больше, чем во многих других отраслях и сферах деятельности.
Заработная плата, стимулы, поощрения, гарантии и льготы медиков должны быть существенно увеличены.
Мы считаем, что настало время изменить статус медицинских работников, прировняв их к государственным служащим. Причем таким образом, чтобы нашим врачам предоставить соответствующие социальные гарантии, но при этом освободив их от ограничений, которые сейчас распространяются на чиновников.
Кроме того, государственное страхование жизни и здоровья российских медиков – прямая обязанность государства.
Сегодня, когда медработники на передовой борьбы с пандемией, мы выражаем им признательность за их труд. Но давайте признаем, что у героизма врачей, медсестер, лаборантов часто, к сожалению, есть обратная сторона – это когда люди в белых халатах вынуждены рисковать из-за чьей-то нерасторопности и разгильдяйства.
Врачи, которые вынуждены работать до 12 часов в грязной зоне, не снимая средств защиты, - это не объективные трудности, а провалы в работе конкретных горе-управленцев.
Когда вместо тестов у медиков один градусник на отделение, а вместо защитных костюмов и респираторов самодельные марлевые повязки – это чьё-то преступление. Как следствие: вспышки инфекции среди врачей, которые в свою очередь сами становятся жертвами и разносчиками вируса.
Четвертое. Необходимо отменить еще один элемент «оптимизации» здравоохранения, когда без направления терапевта нельзя попасть к узкому специалисту. Особенно это касается пациентов с хроническими заболеваниями, которые вынуждены каждый раз получать направление от терапевта при повторных посещениях специалиста. Подобная система не имеет ничего общего с заботой о здоровье граждан, а направлена исключительно на «экономию» средств в интересах страховых компаний. В результате пациенты не получают своевременную помощь, выталкиваются в сферу платной медицины или попадают в руки шарлатанов.
Отдельный вопрос - лекарственное обеспечение. Напомню, у нас работает закон «Об обращении лекарственных средств», к практическому исполнению которого у нас очень много вопросов. А общество давно ждет закон «Об обеспечении лекарствами», как правило, бесплатными и доступными.
Уважаемые коллеги, в заключение.
Пандемия коронавирусной инфекции проверила на прочность российское здравоохранение. Государству пришлось мобилизовать все ресурсы отрасли. Фактически значительная часть государственных организаций здравоохранения стала функционировать в режиме государственной модели здравоохранения чрезвычайного положения. Было введено прямое административное управление, финансирование из бюджета, упрощены процедуры закупок.
Система здравоохранения должна быть ориентирована на сбережение, сохранение здоровья, на профилактику и реабилитацию, а не на оказание услуг, как сейчас.
В России в современных условиях необходима централизация управления здравоохранением, его материально-техническим обеспечением, определение единых приоритетов перспективного развития.
Такая централизация возможна только тогда, когда в здравоохранении будет выстроена четкая вертикаль власти, а Минздрав России станет полноценным координационным центром со всеми необходимыми полномочиями, обязательными к исполнению.
Спасибо за внимание.