С чем мы пришли к окончанию учебного года? Недели дистанционного обучения показали, что большинство школ не готово к работе в онлайне. Нет единой платформы, на которой можно было бы проводить занятия, нет достаточного количества компьютеров у детей. Далеко не все учителя получили техническую поддержку при организации дистанционных уроков, не все имели достаточно компетенций для работы в онлайне: это отдельный вопрос к организации повышения квалификации.
До всеобщего перехода на «дистанционку» ещё могла быть иллюзия, что чуть ли не вся страна свободно владеет цифровыми технологиями. Но уже первая учебная неделя развеяла этот миф. В крупных городах, где ситуация с материальным обеспечением школ, уровнем жизни семей и переподготовкой кадров в целом неплохая, ещё удавалось «выруливать». Но в небольших населённых пунктах и тем более в сёлах ситуация плачевная.
Мне в интернет-приёмную приходили десятки сообщений от отчаявшихся родителей, у которых, например, на четверых детей-школьников два мобильных телефона и один старенький ноутбук. О каком онлайн-обучении может идти речь, когда у нас в стране тысячи таких семей? Единственный плюс этой ситуации в том, что всем наконец-то стало очевидно: реальная ситуация с цифровизацией школы очень далека от официальных отчётов.
Пересмотрели сдачу выпускных экзаменов в формате ЕГЭ. Министерство просвещения долго откладывало принятие окончательного решения, в итоге оставили единый госэкзамен только для тех, кто планирует поступать в вуз. Напомню, что наша партия практически с первых дней карантина настаивала на отмене ОГЭ и ЕГЭ в этом году.
Многие вузы планируют провести дополнительные вступительные испытания в онлайн-режиме. Считаю, что в дальнейшем нужно будет тщательно проанализировать этот опыт. Вполне возможно, такая практика станет адекватной заменой формализованного госэкзамена. Считаю, что непосредственное общение с экзаменатором эффективнее, чем тест, раскрывает и реальный уровень знаний абитуриента, и его интеллектуальный потенциал. При этом онлайн-формат такого вузовского экзамена сотрёт расстояния и создаст равные возможности для ребят из разных точек страны.
Конечно, жаль, что Последний звонок – традиционный школьный праздник, торжественный финал обучения – почти повсеместно пришлось отменить. Тем не менее, в регионах постарались найти решения, которые всё-таки позволят выпускникам, их родителям и педагогам прожить трогательный момент прощания. Для нынешних выпускников последней школьной страницей станут теле- и онлайн-марафоны, челленджи и флэшмобы. Надеюсь, чувства и воспоминания будут не хуже, чем при традиционном формате.
Поздравляю всех выпускников с окончанием школы и от всей души желаю им реализовать намеченные планы, несмотря ни на какие препятствия.