Международный день защиты детей – это не только всеми любимый праздник детства. Это повод для обсуждения десятков вопросов, которые связаны с подрастающим поколением: как соблюсти их права, как предоставить равные возможности для каждого. Очень хочется видеть каждого ребёнка здоровым и успешным, но, к сожалению, пока до такой картины далеко.
Так, в прошлом году на улицах страны зафиксировали 75,5 тысяч беспризорных детей. Годом ранее их было 68,7 тысяч. Больше 43 тысяч живут в детских домах и домах-интернатах. При этом больше 80% имеют живых родителей. Мы имеем дело в первую очередь с социальным сиротством, вызванным различными причинами: бедностью россиян, недостатком государственной поддержки, низким уровнем ответственности родителей.
Режим самоизоляции прибавил проблем. По данным центров помощи, число обращений по поводу насилия внутри семьи выросло более чем в два раза. Если в марте таких сигналов было около шести тысяч, то по итогам апреля – уже более 15 тысяч. Участились такие жалобы среди обращений и в мою интернет-приёмную, и к моим коллегам-депутатам. Дети, как одни из самых беззащитных членов семьи, становятся первыми жертвами. Ситуация отягощается тем, что из-за карантинных мер у людей гораздо меньше возможностей получить реальную, а не виртуальную поддержку в кризисных центрах.
Но и тысячи благополучных семей за последние месяцы столкнулись с серьёзными проблемами. Считаю очень верной и своевременной мерой распоряжение президента выплатить на каждого ребенка от 3 до 16 лет по десять тысяч рублей. Однако, уверен, эту меру необходимо развить. Прежде всего, необходимо выплатить дотации тем семьям, в которых возраст детей – от 16 до 18 лет. Большинство из них не имеют своих доходов, это школьники, студенты колледжей или первых курсов вузов.
Особую обеспокоенность вызывает соблюдение прав детей на образование в условиях дистанционного обучения. Уже по первым дням четвёртой четверти стало понятно, что школьная система не готова к онлайн-формату. У многих детей не оказалось компьютеров или ноутбуков, а те, у которых были необходимые устройства, проводили у экрана время, которое не укладывается ни в какие возрастные нормативы. В самой трудной ситуации оказались выпускники, у которых под угрозой срыва их поступление в вузы. Считаю, что всё так называемое цифровое образование нуждается в тщательной ревизии и выработке работающих решений.
Уверен, что обеспечение благополучных условий для рождения, роста и развития детей в нашей стране – первоочередная государственная задача. Если население страны продолжит сокращаться, вся остальная работа окажется бессмысленной.
Сергей Миронов