МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Разработка парашюта – заслуга нашего соотечественника Глеба Котельникова

02 июня 2020

3 июня исполняется 235 лет парашюту – изобретению, без которого невозможно представить и Воздушно-десантные войска, и всю авиацию. Хотя сама идея парашюта, конечно, гораздо старше. Первый эскиз сделал ещё Леонардо да Винчи в конце XV века, и принципиальное устройство с тех пор не изменилось. Реальная надобность в парашюте возникла с развитием воздухоплавания, и 3 июня 1785 года его успешно испытали во Франции как средство для прыжков с воздушного шара. 

Но в повседневную авиационную практику парашют вошёл благодаря нашему соотечественнику Глебу Котельникову. Именно он поместил парашют в удобный ранец, который мог надевать пилот, и тем самым спас тысячи жизней. Его «РК-1» (русский, Котельников, модель первая), разработанный менее чем за год, благополучно прошёл испытания в 1912 году. Кроме того, Котельников догадался разделить стропы на два плеча: так парашютист получил возможность маневрировать.

По достоинству новшество оценили в годы Первой мировой войны. Тогда парашют успешно применили на фронте, а затем стали использовать и в Красной армии. Котельников продолжал совершенствовать своё детище: в 1920-е годы в производство пошли модели с полужестким и мягким ранцами, грузовой парашют и  модель для коллективного спасения пассажиров. В целом, можно уверенно сказать, что развитием всего направления мы обязаны Глебу Евгеньевичу! Уже по заданным им векторам разработали стабилизирующие и тормозные устройства, парашюты для космических аппаратов.

Свой первый прыжок забыть невозможно. Шаг в бездну, ветер, кручение, резкий хлопок, сильная встряска – раскрылся купол! – а потом тишина. Особенно ощущался контраст с гулом мотора самолета. Помню, как меня переполнял восторг от полёта. Через несколько секунд немного пришёл в себя, проверил купол, убедился, что он полный, что со стропами всё в порядке. С высоты 800 метров опускаться где-то минуты полторы-две. Приземлился благополучно, как учили на тренировках. Почувствовал себя настоящим десантником!

Кстати, мне в тот день очень повезло, и через полчаса после приземления удалось совершить ещё один прыжок. Сделал уже всё осмысленно, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой, и снова испытал это необыкновенное счастье и радость. Всего таких прыжков было двадцать пять. Истории о своей службе в десантных войсках я рассказывал в своём ЖЖ, всегда с удовольствием вспоминаю то время.

Поздравляю с праздником всех, для кого парашют – неотъемлемая часть службы, спорта, хобби! Пусть стропы не путаются, а купол всегда исправно раскрывается!

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International