Эпидемия коронавируса наглядно показала, что наравне с медиками статус «ключевых работников» должны получить моряки. Именно они обеспечивают доставку необходимого продовольствия, различных товаров, в том числе лекарств и медизделий. Из-за несогласованных действий оказались заблокированы, по разным оценкам, от 150 до 200 тысяч моряков. Проблемы со сменой экипажа в результате провоцируют и переутомление моряков, и дефицит на рынке морских перевозок.
Ситуация сложилась так, что измученные моряки по всему миру продолжали работать более четырёх месяцев после даты завершения их контрактов. Такая ситуация совершенно недопустима, она наносит вред здоровью людей и создаёт предпосылки для аварийных ситуаций. С другой стороны, из-за запретов на смену экипажа тысячи моряков остались на берегу без работы в ожидании возвращения в море, потеряли доход. Только сотрудничество чиновников всех рангов позволит обеспечить безопасность экипажей и всего морского судоходства.
Возникла ещё одна проблема – у некоторых моряков истёк срок действия профессиональных документов, и они потеряли официальное право работать на судне. Обычно такие документы действуют пять лет, потом необходимо пройти обучение на берегу и заменить бумаги. Но многие ранее отлаженные процессы были разрушены, а своевременные оперативные решения – не приняты.
Надо отдать должное работе отечественного МИДа и морского профсоюза, которые проявили настойчивость и последовательность. Благодаря их совместным действиям удалось решить немало проблемных ситуаций. Так, удалось спасти жизнь нашего моряка, которому потребовалась срочная медицинская помощь у берегов Индонезии. Российские послы лично включались в решение проблем, держали ситуации на контроле.
В Мурманской области, наоборот, местный губернатор необдуманными решениями ставил палки в колёса. Когда в порт пришёл огромный танкер со 105 тыс. тонн нефти для смены экипажа, людей хотели заставить сидеть на борту 14 дней после выхода из последнего порта за границей. При этом танкер должен продолжать рейс, одним морякам нужно домой, другим на судно! В итоге потребовалось запросить специальное разъяснение главного санитарного врача.
Но почему губернатор не мог сам сразу принять решение отправить прибывших в обсерваторы, а не держать их в море? Точно так же непонятно, зачем устраивать изоляцию для моряков, когда они переезжают из одного региона в другой на отдельном автобусе, ни с кем не контактируя, и к тому же проходят тесты на коронавирус перед выходом в рейс.
Таким образом, с серьёзными трудностями столкнулись и те, кто не мог сойти на берег, и те, кому не давали попасть на судно. Считаю, что для обеспечения безопасности и сохранения продуктивности работы смены экипажей нужно проводить по принципу зелёного коридора, при котором время пути моряков между судном и конечной точкой сокращено до минимума. Надо позаботиться о том, чтобы обеспечить необходимыми средствами защиты и инструментами медицинского мониторинга. Это должен быть единый порядок для всей страны.