Один из главных славянских праздников – Иван Купала – приходится на ночь с 6 на 7 июля. Это один из самых почитаемых и ярких праздников у восточных славян, который пришёл к нам из глубины веков и сохранился до сих пор. Безусловно, даже слабые отголоски подобных традиций связывают и объединяют славянские народы, показывают общность наших корней.
По старому стилю праздник приходился на дни летнего солнцестояния, с чем и было связано его особое значение – рубеж двух периодов годового цикла, основы земледельческого календаря. После этого дня солнце начинало «угасать» и «уходить» на зиму. Затем наложилось христианское мировоззрение, и образ «уходящего» солнца стал символом Ивана Предтечи, чья дата рождения, по преданию, совпадала с днём летнего солнцеворота.
В ночь накануне Ивана Купалы, по славянским поверьям, достигали пика все силы земли, огонь и вода приобретали магические свойства, а растения – целительную силу. На этом поверье основаны и массовые купания, и прыжки через костер, и плетение венков из трав. Одновременно считалось, что активизируются и потусторонние силы.
Традиционными были поиски цветущего папоротника – загадочного колдовского растения, которое может исполнять любые желания и отыскивать клады. Другое его название – перелёт-трава, которая сама перемещается с одного места на другое, указывая огненно пылающими лепестками места, где надо искать сокровища. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву – белую кувшинку – она поможет победить любых врагов.
Пожалуй, самое знаменитое произведение об этом празднике верхушки лета – гоголевская повесть «Вечер накануне Ивана Купала». Проза наполнена яркими мистическими образами, а Малороссия изображена краем чудес, настоящим заповедником поэтического мира со своей историей, которая отразилась в устных преданиях, песнях, сказках наших народов. Именно такие произведения побуждают обратиться к исторической памяти и не забывать о единстве славян.