«Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он впервые увидел горы за два месяца до того, как написал песни о горах. Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ, – такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен», – вспоминал выдающийся режиссёр Станислав Говорухин о Владимире Высоцком, которого нет с нами уже сорок лет.
Высоцкий – уникальный артист. Чтобы создать практически любой образ, ему не нужны ни грим, ни декорации: никакой бутафории. Максимум – гитара и микрофон. В своём одиночестве на подмостках он перевоплощался артистично, лихо, идеально выдерживал на протяжении всего выступления выбранную маску, чтобы в следующем номере переродиться до неузнаваемости.
Его песни – настоящее достояние. Пересказывать их нет смысла, ведь каждая – уникальная маленькая драма. Весёлые и грустные, жанровые сценки и монологи от лица самых разных персонажей, личные размышления автора о жизни. Все вместе эти песни создают яркую картину времени и человека в нём. Манера исполнения неподражаема: сочетание грубоватого «уличного» стиля, разговорного лексикона и философского содержания цепляют каждого. Виртуозно Высоцкий владел русским языком, умел удивительно точно подбирать слова, которые уместны не только по смыслу, но и по звуковому сочетанию.
Он дитя стихии: не боится вынести на сцену свои суждения, обращается к разуму своей аудитории, завоевывая людские сердца, подчиняя своему обаянию. При этом в его песнях нет самоуверенности, зато есть активный поиск истины, не терпящий компромиссов и изворотливости. Он распахнут перед людьми, постоянно рискует сгореть и расплавиться от переполняющих душу страстей.
Творческое наследие Высоцкого, безусловно, занимает почётное место в российской культуре. Даже спустя десятилетия его песни продолжают слушать, а поклонников, к счастью, хватает не только в старшем поколении, но и среди тех, кто родился уже после смерти поэта. Уверен, что его творчество будет вызывать живой интерес ещё много лет: хотя в них немало уже полузабытых советских реалий, главные идеи о судьбе человека, любви и ненависти, дружбе и предательстве никогда не устареют.
Сергей Миронов