Творчество Исаака Левитана, величайшего певца русской природы, я узнал благодаря своей сестре Марине. Будучи ещё школьником, выучил по её коллекции открыток-репродукций многие картины: «Над вечным покоем», «Март», «У омута», «Берёзовая роща»… Так началось моё знакомство с художником, который за двадцать лет творческого пути создал едва ли не больше, чем все остальные российские пейзажисты.
Мало кто из живописцев эпохи, предшествующей Левитану, считал русскую природу достойной восхищения. Чаще на картинах появлялась серая, безликая масса, бесконечная и тоскливая. Яркими красками блистали только французские и итальянские виды. Левитан нашёл свой уникальный подход: он не гнался за внешними эффектами, а находил родное и бесконечно близкое в простых деревенских мотивах. Так он тонко воздействовал на душу, цепляя зрителя за живое, заставляя снова и снова возвращаться к полотну.
Благодаря ему раздолья средней полосы России стало невозможно считать блёклыми и недостойными внимания. У них появилось своё лицо, своё неподражаемое очарование, с которыми уже не могли соперничать заморские красоты. Безусловно, очень важно, чтобы увидеть его пейзажи, почувствовать их нежную атмосферу могли все желающие. Как для меня когда-то первая встреча с Левитаном и другими великими художниками произошла благодаря репродукциям, так теперь ребята знакомятся с мировыми шедеврами в виртуальных музеях – это отличная возможность!
И реальные музеи должны быть доступными для каждого, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако начатая под этой эгидой реконструкция Русского музея вызывает немало вопросов: нельзя допустить, чтобы исказили облик объекта культурного наследия, повредили золотой фонд российской культуры. Этот музей особенно дорог и близок мне: хорошо знаю собрание, ещё в школьные годы экскурсии по нему были большими праздниками. Считаю, что планы реконструкции, которую пока приостановили, необходимо пересмотреть. Еще не поздно предотвратить культурные и бюджетные потери.