Разделяю озабоченность судьбой отечественной науки и образования, которая стала лейтмотивом конференции "Концепция возрождения образования и науки в России" в Петербургском Доме учёных 1 октября.
Ведущие ученые самых разных направлений, представители родительских объединений и общественные деятели с болью говорили о том, что десятилетия преобладания неолиберальных западных подходов в образовании и организации науки подвели наше общество к опасной черте. Под угрозой оказалась уникальная способность нашей научно-педагогической школы воспитывать и формировать ученых и специалистов мирового уровня с широким кругозором, фундаментальными познаниями, независимым интеллектом и мощной творческой интуицией.
Всегда выступал против слепого копирования зарубежного опыта и следования Болонским стандартам, против ЕГЭ и засилья "цифры" в образовании. Считаю, что внедрение узких компетенций, бесконечное заполнение тестов вместо умения думать, удивляться, творить, ведет к измельчанию образования, науки, начисто лишает их нравственного измерения.
Утрата нашего бесценного научно-педагогического наследия – исторического конкурентного преимущества в образовании и науке – неизбежно обернется сокрушительным ударом по государственному суверенитету нашей страны, который мы восстанавливаем с таким трудом. Допустить подобное мы не имеем права.
Постоянно задаю себе вопрос: наша система образования готовит специалистов для развития своей собственной страны или подталкивает талантливых молодых людей к эмиграции, закладывает у них комплекс неполноценности, представление о том, что лишь Запад – источник всего передового.
Дело, конечно, и в том, какую жизненную, творческую, карьерную перспективу современное российское общество, экономика могут предложить молодым людям. Убежден, что расставание с тяжелым грузом неолиберализма, ресуверенизация должны произойти и в экономике, и в здравоохранении, и в других областях.
Наша фракция в Государственной Думе ставит неудобные вопросы перед чиновниками, отвечающими в Правительстве за образование и науку. Защиту научно-образовательного суверенитета рассматриваю как одно из ключевых направлений для нашей законодательной работы.