Студентам, которых перевели на дистанционное обучение, вузы должны вернуть часть платы за обучение. Ни для кого не секрет, что переход на дистанционные лекции и семинары снижает качество образования. Это вполне естественно, поскольку наша высшая школа раньше не имела опыта работы в таком формате. Но отсутствие наработок и сложная эпидемиологическая обстановка не основание для того, чтобы брать за учёбу по скайпу те же деньги, что и за занятия в аудитории.
Проблема осложняется тем, что ситуация для российского законодательства оказалось слишком нестандартной. У правительства нет полномочий, чтобы потребовать от учебных заведений возврата денег студентам. Настаиваю на том, чтобы в нормативные документы внесли поправки, предложенные СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ, а Министерству науки дали право решать вопросы оплаты при переводе студентов с очного формата в онлайн и обратно.
Меры необходимо принять срочно: частично или полностью в дистанционном формате занимаются сейчас в большинстве российских вузов. В РХТУ им. Менделеева, например, год сразу начали с онлайн-лекций, а затем перевели на удалёнку и семинары, оставив для очного посещения только лабораторные занятия. Безусловно, это вынужденное решение, однако сложно представить, что дистанционный семинар по химии может заменить очную дискуссию!
Одновременно государство должно оказать адресную финансовую поддержку вузам, выделить гранты на разработку максимально качественных учебных материалов. В том, что такие курсы будут востребованы, сомневаться не приходится. Во-первых, пока сложно прогнозировать, сколько еще продлится эпидемия. Во-вторых, в каждом вузе есть свои «звёзды» – блестящие преподаватели, чьи видеолекции могут стать эталонами для коллег и войти в золотой фонд библиотек.