Сергей Миронов провёл видеоконференцию с экспертами по вопросу дистанционного образования школьников.
"Спасибо, что согласились поговорить, тема важная, – обратился он к участникам встречи. – Вы знаете, что позавчера Госдума рассматривала внесение изменений в закон об образовании, по-другому – в закон о дистанционном образовании. Казалось бы, коль скоро мы должны использовать это дистанционное образование, логично развести ответственность по министерствам – по высшей школе это Министерство образования и науки, по средней школе – Министерство просвещения. Я надеюсь, вы знаете мою позицию и товарищей по партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – мы категорические противники дистанционного образования, но мы видим, что, к сожалению, используя реальный повод – пандемию – хотят принести очередную жертву и сделать нормой дистанционное образование".
Сергей Миронов призвал экспертов и представителей родительских общественных организаций объединить усилия и не допустить, чтобы дистант стал нормой в отечественном образовании вне пандемии.
Член Общественного Совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, член Совета многодетных семей Санкт-Петербурга Оксана Падалко рассказала, что экспертное сообщество высказывает опасения по поводу внедрения дистанционного образования. По её словам, медики утверждают, что дети не являются распространителями инфекции, болеют в лёгкой или средней форме, поэтому ограничения, которые вводятся Роспотребнадзором в отношении среднего образования, очень осложняют работу школ. Она отметила, что за удалённый формат обучения выступают только 8-10% родителей Санкт-Петербурга, а 75% семей ориентируются на полноценное очное образование в школе.
"Мы обеспокоены тем, что введение цифрового образования проходит под предлогом распространения вируса, при этом все проекты по его внедрению, в частности, форсайт-проект "Образование-2030", разработаны задолго до пандемии", – сказала она, подчеркнув, что эксперты и медики отмечают, что детям при дистанционном обучении наносится серьёзный вред, в том числе в отдалённой перспективе ожидается увеличение онкологических заболеваний, а сама система цифровой подачи материала не даёт возможности полноценно осваивать учебный материал.
Член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи Анна Швабауэр согласилась с тем, что ситуация с распространением COVID-19 – это только прикрытие для внедрения тех программ, которые уже были подготовлены. "Форсайт-проект "Образование-2030", представленный в 2010 году, реализуется несмотря на то, что когда он появился, вызвал ожесточённый протест в обществе", – отметила она. Новый облик образования, который предполагается внедрять, – это единые платформы, включающие знания, тесты с обратной связью, тренажёры, которые станут цифровым пространством, в котором ученики продвигаются по образовательным траекториям, пояснила эксперт. Таким образом, введением технологий искусственного интеллекта полностью замещаются традиционные учебники. К 2024 году, согласно программе реформы образования, подготовленной правительством, планируется во всех субъектах Федерации внедрить цифровую образовательную среду (ЦОС), сообщила Анна Швабауэр. В этой среде не предполагается роль "живого" учителя, его заменит искусственный и машинный интеллект. Следование этой программе приведёт к встраиванию России в глобальный тренд, вместо укрепления её суверенитета, подчеркнула эксперт. Среди рисков от внедрения ЦОС она назвала уничтожение образования как такового, подмену его суррогатом, губительное влияние на здоровье детей и их социализацию, сбор данных, с помощью которых каждый шаг ребёнка будет контролироваться неизвестно кем.
"Этому можно поставить предел, была бы политическая воля – в законе "Об образовании" нужно гарантировать традиционную форму обучения в непосредственном взаимодействии ученика и учителя без использования электронного оборудования", – заявила Анна Швабауэр, добавив, что дистанционное образование может быть только исключительной мерой с согласия родителей и учащихся. Также она считает необходимым введение моратория на цифровизацию образования, проведение широких экспертно-общественных слушаний по этому вопросу, возвращение в школы тех детей, которые хотят учиться очно, а также исключение из числа идеологов образования тех, кто проводит установки Всемирного банка и другие недружественные России тенденции, разрушающие отечественное образование.
Председатель общественной организации "Общественный уполномоченный по защите семьи" Ольга Баранец выразила уверенность в том, что дистант не даст возможности ребёнку социализироваться, сформироваться как личность, которая сможет реализовывать творческий потенциал.
"Для этого у ребёнка должен сформироваться аппарат мышления, – сказала она. – А это не только накачка данными и информацией, это установление связей и установление нейронной сети в мозге. И насколько сложна эта нейронная сеть, настолько он будет успешен. В исследованиях о том, как формируется детский мозг, показано, что в электронной среде он формируется гораздо хуже", – рассказала Ольга Баранец, отметив что эти данные получены исследователями Сбербанка, который при этом является одним из инициаторов реформы образования.
"Мы хотим иметь здоровое и умное поколение, поэтому мы должны отказаться от ЦОС, учебники должны быть только бумажными, в которых должна быть содержательная информационная часть", – резюмировала она.
В ходе разговора было также отмечено, что дистант – это прямое нарушение Конституции, а также были даны рекомендации от родительского актива, как противостоять введению ЦОС в конкретной школе.
"Тема настолько важна и настолько больна, что я подниму её с трибуны Государственной Думы как руководитель фракции", – сказал Сергей Миронов. Он выразил уверенность в том, что здравый смысл в нашей стране победит, хотя придётся побороться. По его словам, инициаторами реформы образования движет только нажива.
В мероприятии также приняли участие руководитель рабочей группы по образованию Общественного совета при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка Елена Хавченко, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Сергей Киселёв, активистка, которая организовала других родителей и выступила против добровольно-принудительного внедрения цифровой платформы в школе города Алексеевка Белгородской области Ольга Лемехова, председатель Ассоциации "Санкт-Петербургский городской родительский комитет" Михаил Богданов.