Оптимизация образования сократила количество сельских школ во всех регионах, поэтому многим жителям отдалённых сёл приходится отправлять детей учиться за несколько километров от дома.
Обычно их отвозит школьный автобус. Но до остановки тоже приходится немало идти. А иногда они просто отсутствуют или не оборудованы. Местные власти при этом зачастую решать такие вопросы не могут или не хотят. Тогда родителям приходится искать защиты уровнем выше. Недавно о проблеме с остановкой для школьного автобуса ко мне через Интернет-приёмную обратились из Липецкой области, которая находится не далее чем в 500 км от Москвы.
«Здравствуйте. В нашей деревне Богданова Воловского района Липецкой области возникли трудности с остановкой школьного автобуса. В декабре прошлого года произошла авария, наш школьный автобус протаранила машина, произошло это в другом селе. С того момента автобус перестал останавливаться на неофициальной остановке, и нам приходится водить своих детишек на дальнюю официальную, а это порядка километра. Рано утром (в 7 ч 20 мин) мы идём с детьми и в холод, и в дождь, и в грязь, несмотря на проносящиеся мимо машины, которые даже не сбавляют скорость, видя школьников, не говоря уже о наличии собак и отсутствии хотя бы одного фонаря на всю деревню. Начиная с прошлого года, мы неоднократно обращались в нашу администрацию с просьбой поставить остановку там, где детишкам ближе добираться к автобусу. Месяц назад наш новый глава пообещал решить этот вопрос, поручив его своим заместителям, но отписки продолжаются. В общем, всё безрезультатно.
С обращением была проведена работа, направлены соответствующие запросы в администрацию Липецкой области. Оптимизация сети образовательных учреждений была и остаеёся актуальной на фоне демографического спада, который стал заметным особенно в сельской местности как раз по значительному сокращению численности учащихся в школах. За несколько лет оптимизации системы образования в одной только Липецкой области были закрыты порядка сотни сельских школ.
За 18 лет в нашей стране, по данным Росстата, закрылись 25,5 тысяч школ. Большинство – на селе, где из-за проводимой оптимизации перестали существовать 20,1 тыс. образовательных учреждений. Ликвидация школ с 2000 года происходит невиданными темпами. В год закрывалось по 1,7 тыс. учебных заведений или по 4,6 школ каждый день.
Согласно действующим российским образовательным стандартам, в классе городской школы должны обучаться не менее 25 учеников, а в сельской – не менее 14. На деле наполняемость классов в области гораздо ниже. Вот и приходится наполнять классы детишкам с окрестных деревень, для которых дорога до школьного автобуса – целое испытание.
Интересно, что местные власти держались до последнего – сначала они установили для школьного автобуса остановку на одной стороне проезжей части, и только потом, после повторного обращения – на второй.
«Здравствуйте! Вчера я писала Вам по поводу установки остановки школьного автобуса с другой стороны в д. Богданова Воловского района Липецкой обл. Наша администрация решила установить остановку, т. е. проблема решилась полностью. Спасибо Вам огромное за помощь и человеческое отношение! С уважением, жители д. Богданова».
Эти и другие вопросы люди задают через Интернет-приёмную на официальном сайте – http://mironov.ru/. Интересно, что такие примеры в разных областях решаются по-своему. Например, в Калужской области принята программа «Сохранение и развитие сельской малокомплектной школы». В Чите подсчитали, что закрытие малокомплектных школ сэкономит всего несколько миллионов рублей, а затраты на строительство новых зданий и покупку автобусов обойдутся в гораздо большую сумму. Не говоря уже о безопасности и здоровье детей, идущих за знанием по дорогам в российских сёлах, качество которых оставляет желать лучшего.
Несмотря на сотни миллионов, которые чиновники выделяют из региональных бюджетов на покупку школьных автобусов, для проектирования остановок в каждом селе необходимо создать специальную выездную комиссию, чтобы учитывать мнение местных жителей.
Сергей Миронов