«О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг...» Уверен, что у многих первая ассоциация с этими строками – глубокий закадровый голос, который читает всплывающий на экране пушкинский текст.
Почти полвека назад на экраны впервые вышла одна из самых любимых моих передач – «Очевидное – невероятное». Вёл её Сергей Петрович Капица, выдающийся учёный и популяризатор науки, который умел простыми словами, яркими образами и наглядными приёмами объяснить сложнейшие закономерности природы. Кстати, в основу передачи легло собрание из более чем сотни вступительных слов и предисловий к основным научным работам, которые Сергей Петрович собрал в одно издание.
Помню, что передача сразу стала очень популярной. И я, и большинство моих знакомых с нетерпением ждали новые выпуски. Программа была рассчитана на самую широкую аудиторию. Всем было интересно послушать обсуждение интересных проблем науки и человечества, а потом в кругу близких поделиться мнениями. После распада СССР программа продолжала выходить с её бессменным ведущим, но уже нерегулярно и на разных каналах. К сожалению, она полностью закрылась в 2012 году, с уходом из жизни Сергея Петровича.
Глубоко убеждён, что такие передачи необходимо не только возродить, но и отдать им лучшее эфирное время. Ведь все мы понимаем, что в наш информационный век телевидение играет важнейшую воспитательную и идеологическую роль. Сегодня наше общество – это общество людей, которые смотрят телевизор и мнение которых об окружающем мире в значительной степени формируется телепередачами. Именно поэтому приобретает особую значимость вопрос о том, насколько содержание и качество телевизионных программ отражают действительность и соответствуют уровню развития, потребностям наших граждан.
Порой складывается ощущение, что российское телевидение ещё «в лихие 90-е годы» застыло в развитии, а телевизионные руководители привычно делают акцент на демонстрации насилия и пропаганде стяжательского образа жизни. А ведущая задача телепрограмм должна быть прежде всего просветительская! Надо побуждать людей думать, а не заниматься «промывкой мозгов».