Сергей Миронов выступил на Экспертных слушания в Государственной Думе ФС РФ на тему "Цифровизация образования: государственный и общественный взгляд. Оценка рисков и пути решения":
- Дорогие друзья. Прежде всего, всем спасибо, кто откликнулся на наше приглашение. Тема, к сожалению, в прямом смысле слова больная. Потому что мы видим, как болеет вся наша система образования, в прямом смысле болеют от дистанционного образования наши дети. И, конечно, проблем более чем достаточно.
На что я, прежде всего, хотел бы обратить ваше внимание. Сегодня мой товарищ, Сопредседатель партии Захар Прилепин сказал, что уже внесена нашим товарищем Александром Бабаковым поправка в закон об образовании, которой вносится простая идея о прямом запрете при очной форме обучения любого дистанционного образования. Мы считаем, что это абсолютно правильная поправка и наша фракция ее безусловно поддержит. Более того, мы вносим целый пакет поправок в закон об образовании, и будем опираться в том числе на те идеи, на те предложения, на те мысли, которые в рамках сегодняшнего заседания прозвучат. Поэтому логика тут абсолютно правильная с нашей точки зрения, но мы должны комплексно смотреть на те проблемы, которые сегодня существуют в нашем образовании.
Но, действительно, если мы говорим о дистанционном образовании, то мы понимаем, что пандемия стала своеобразным поводом, который позволил апологетам перехода на дистанционное образование и позже на так называемую цифровую образовательную систему, попробовать и возрадоваться, как это с их точки зрения замечательно работает. Хотя ничего не работает. Мы видим, что школьники не усваивают тот объем знаний, который должны усвоить. У них ухудшается состояние здоровья, и не только зрение, но и психическое здоровье. Учителя не получают возможности контакта со своими учениками, не получают возможности заниматься их воспитанием. Потому что воспитание возможно только глаза в глаза, очно, при личном общении преподавателей и учеников.
Как я уже сказал, качество получаемых знаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Более того, мы увидели очень интересный феномен, который напрямую необходимо связывать с диким капитализмом, о котором на днях говорил Президент нашей страны Владимир Путин.
Речь идет о том, что студенты высших учебных заведений вынуждены были перейти на дистанционное образование, в том числе те, кто учился очно и за деньги, то есть, это платное образование, и это, кстати, отдельная больная тема. Напомню, что в Конституции у нас прописано право на конкурсной основе бесплатно получить первое высшее профессиональное образование. А по факту, приведу цифру, по итогам 2020 года более 55% выпускников высшей школы получили высшее образование за деньги. И здесь явно какая-то нестыковочка. Конституция говорит одно, а факты говорят, что более половины всех выпускников получили первое высшее профессиональное образование за деньги.
Так вот, возвращаемся к тем студентам, которые были вынуждены оплачивать свое обучение при очной форме высшего образования и ушли на дистант. Они задавали простой вопрос: а не кажется ли руководству вузов справедливым уменьшить оплату? Студенты платили за то, что преподавать им будут очно, а тут они сидят дома, на дистанционке. Этот справедливый вопрос они и стали поднимать, стали обращаться в различные инстанции. В том числе они обратились сюда, в Государственную Думу. И когда мы на заседание нашей фракции пригласили Министра высшего образования и науки, мы с удивлением услышали, что министерство, оказывается, здесь не при чем, у него нет абсолютно никаких полномочий вмешиваться в этот процесс, так как все решает руководство вузов. Мы проверили, оказалось все именно так. В связи с этим мы подготовили законопроект, он уже внесен в ГД, где мы наделяем соответствующими полномочиями Министерство высшего образования и науки, чтобы оно было в праве регулировать эти процессы и уменьшать плату в случае, если возникла необходимость перехода на заочное образование.
Возвращаясь к проблеме цифровизации нашего образования, к проблеме дистанционного образования. Мы знаем, что есть документ – форсайт-проект "Образование 2030", где давным-давно и намного раньше, чем случилась пандемия, а именно, в 2010 году, прописаны все те неприятности, с которыми мы сегодня столкнулись. Там прямо говорится, что учитель по большому счету и не нужен, его в обозримом будущем должен заменить искусственный интеллект, что не нужны учебники на бумажных носителях, что все должно быть переведено в цифру и другой подобный бред. Это идеи тех, кому не нужны умные, думающие, образованные граждане. А нужны потребители, желательно, чтобы они умели пользоваться банковской картой известных банков и как можно больше покупали – все, больше от них ничего не требуется. С точки зрения апологетов этих теорий и программ, необходимо обладать некими компетенциями (видимо, чтобы оплачивать товары).
Нас, конечно, это категорически не устраивает. Не устраивают такие формулы и подходы ни родительское сообщество, ни школьников.
Я буквально на прошлой неделе был в своем родном Санкт-Петербурге в гимназии № 63 Калининского района. Там два выпускных класса. Я имел возможность пообщаться с 11-классниками. Я попросил поднять руки тех, кто считает, что ЕГЭ полезен. Из 50 человек пять-шесть рук было поднято. Остальные считают, что ЕГЭ никакой пользы не приносит, это огромный вред.
Я напомню, что и в Программе Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, и в готовящейся предвыборной программе Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" есть и будет раздел, посвященный образованию, где мы настаиваем на отмене и ЕГЭ, и Болонской системы, и на исключении из очной формы образования, прежде всего, в школах, но и в вузах тоже, так называемого дистанционного образования.
Я рассчитываю, что сегодня мы услышим самые разные предложения и дополнительную аргументацию к нашим подходам для того, чтобы совместными усилиями мы изменили наше образование в пользу здравого смысла, в пользу того, что поможет нашей стране занимать лидирующие позиции в будущем. И в пользу здоровья, качественного образования наших детей.