9 апреля в Государственной Думе ФС РФ состоялись Экспертные слушания по теме: "Цифровизация образования: государственный и общественный взгляд. Оценка рисков и пути решения". Мероприятие было организовано Социалистической политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ (далее - Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ).
Открыл заседание Сергей Миронов.
Как сообщил он в своем докладе, в последнее время появились идеи о том, что профессия учителя не нужна, что со временем его заменит искусственный интеллект. Бумажные книги тоже не нужны – их заменят электронные. Он выразил уверенность в том, что об этом рассуждают те, кому не нужны умные, образованные люди, а нужны просто потребители, умеющие пользоваться банковской картой. То же самое касается Болонской системы и ЕГЭ, которые окончательно дискредитировали себя.
"Нас, конечно, это категорически не устраивает. Не устраивают такие формулы и подходы ни родительское сообщество, ни школьников. Я буквально на прошлой неделе был в своЁм родном Санкт-Петербурге в гимназии № 63 Калининского района. Там два выпускных класса. Я имел возможность пообщаться с 11-классниками. Я попросил поднять руки тех, кто считает, что ЕГЭ полезен. Из 50 человек пять-шесть рук было поднято. Остальные считают, что ЕГЭ никакой пользы не приносит, это огромный вред", – рассказал Сергей Миронов.
Сопредседатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Захар Прилепин рассказал о своих детях-школьниках, которые в период пандемии вынуждены были обучаться удалённо, поэтому, что такое цифровизация, ему известно не понаслышке.
"Это рынок, связанный с дистантом, с возможностью закрывать какие-то школы или не открывать школы, или лишить детей возможности учиться. Этот рынок необъятен, он огромен, он колоссален. И они, конечно же, поняли на каком-то этапе, что наши дети – это новая нефть, что можно на этом кормиться, можно жрать в обе щёки и не захлебнуться от жадности", – сказал он, добавив, что в итоге образованием детей с утра до ночи занималась супруга, которая ради этого забросила все свои дела.
Он согласился с тем, что наравне с дистаном есть и вторая проблема, связанная с ЕГЭ и Болонской системой. Как сказал политик, "это афера, в которую нас вбросили и при этом никто не понимает, как это сказывается на успехе, на уровне знаний, на психологическом здоровье, на медицинском здоровье, на количестве суицидов, которые скачкообразно растут в период экзаменов".
Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Евгений Семченко, выступая с докладом на тему "Цифровая трансформация – настоящее и будущее российского образования" уверил собравшихся в том, что пока введение дистанционного образования не планируется. Однако постепенно, пошагово готовиться к нему придётся. И в 2020-2021 годах некоторые шаги уже были сделаны: было доставлено оборудование в школы, проведено переобучение учителей и т.д.
"Первое – поставка компьютерного и демонстрационного оборудования в школы. Второе – проведение широкополосного интернета, в первую очередь в сельские малокомплектные школы. Третье, у нас во время пандемии вдруг выяснилось, что нет качественного образовательного контента. Бумажные учебники проходили и будут проходить соответствующую экспертизу, но для всех стало очевидно, что существует ряд сайтов с роликами, демонстрационными материалами, какими-то виртуальными лабораториями и прочее. И вот третья задача – сделать выверенный образовательный контент на федеральном уровне", – сказал Евгений Семченко, пояснив, что никто живого педагога на искусственный интеллект заменить не пытается, это невозможно.
Однако организации, представляющие интересы родителей, с этим не согласны. В частности, лидер общественно-политического движения "Объединение родителей" Инна Гориславцева заявила о том, что их в течение всего периода пандемии уверяли, что между дистанционным и очным образованием можно поставить знак равенства. А ведь это не так.
"ЦОС – это не очная форма обучения. Поэтому та поправка, которая была сегодня внесена, о запрете дистанционного образования, я считаю – это первый шаг и большая благодарность партии за то, что она это сделала", – подчеркнула Инна Гориславцева.
Общественный деятель, драматург и актёр Иван Охлобыстин согласился с ранее выступившими докладчиками в том, что эксперимент с Болонской образовательной системой провалился. Последние два года дети в школе просто готовятся к сдаче ЕГЭ. Что касается цифровизации образования, то, по мнению Ивана Охлобыстина, она разрушает саму основу педагогического обучения, саму социализацию.
"Основы общества закладываются в школе. Если мы хотим получить аутичное, неуправляемое общество, то дистанционным обучением мы уже этого частично добились. Никогда между поколениями не было еще такой внутренней дистанции. Это уже не конфликт отцов и детей – это жизнь в разных мирах. Если сейчас не принять решительных мер и не вернуть детей в школы за парты, завтра мы лишимся всего общества, традиций и культуры", – резюмировал он.
Секретарь Президиума Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ по вопросам просвещения и образования Александр Казаков представил вниманию слушателей презентацию программы партии по реформе образования "Семь шагов за ПРАВДУ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ в образовании". Как сообщил докладчик, это открытый для обсуждения и дальнейшей проработки план шагов, двигаясь по которым предполагается преобразовать образовательное пространство в России. И первым шагом, как сказал Александр Казаков, предполагается отказ от любых форматов электронного обучения и запрет заменять им учителя в государственной образовательной системе.
Также в мероприятии приняли участие: первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" в Государственной Думе ФС РФ Михаил Емельянов, руководитель Родительского штаба "За правду" Михаил Богданов, представители общественных организаций, советов школ и объединений родителей.
По результатам Экспертных слушаний была принята резолюция, в соответствии с которой решено внести поправки в закон "Об образовании в РФ", ограничивающие применение общеобразовательными организациями дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования.