Продолжается рост цен на все основные продукты питания. Дошло до того, что обычная морковь дороже ананасов! Правительство РФ до сих пор ограничивалось точечными мерами – фиксацией цен на отдельные товары и повышением экспортных пошлин. Нужны более активное вмешательство и системные меры со стороны государства.
Есть давнее предложение нашей Социалистической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты питания в 15 %. Подобная практика применяется и за рубежом, и в некоторых российских регионах. Нужно задействовать механизм на федеральном уровне. Более того, уже принят закон, позволяющий Правительству РФ устанавливать предельные розничные цены на ряд продуктов. И сейчас есть все основания, чтобы им воспользоваться!
По закону кабинет министров может устанавливать предельные цены на социально значимые продукты питания, если в течение 60 дней они дорожают более, чем на 10 %. При этом, по данным Росстата, только за май капуста подорожала на 25 %, морковь – на 18,8 %, картофель – на 15,4 %. С начала года цены на эти же овощи выросли на 60,6 %, 80, 3% и 70,2 % соответственно. Кроме того, куриные яйца подорожали на 27,4 %, крупы и бобовые – на 16 %, курица – на 14 %. Прогнозируется дальнейший рост цен на все продукты, включая мясо и рыбу.
К повышению цен ведёт, в том числе, монополизм торговых сетей и крупных агрохолдингов. Поэтому, помимо ограничения торговых наценок, необходимо наращивать господдержку крестьянско-фермерских хозяйств и гарантировать им доступ на рынок.
Европа тратит на поддержку мелких и средних фермеров треть своего бюджета, крупные сельхозпроизводители обходятся своими силами. У нас фермеры получают из бюджета доли процента: за прошлый год им направили 28 млрд рублей. При этом львиную долю господдержки получают крупные агрохолдинги, которые в итоге устанавливают монопольные цены. Нужно кардинально менять ситуацию: увеличивать субсидии мелким и средним хозяйствам, гарантировать им доступ на рынок. Нужно наращивать конкуренцию. Нельзя ожидать низких цен, имея несколько торговых сетей и агрохолдингов на всю страну.