Министерство просвещения РФ опубликовало паспорт "Стратегии цифровой трансформации образования до 2030 года", а Министерство науки и высшего образования РФ – подробный текст "Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования". Документ включает несколько проектов и сервисов, в частности, сервис "Цифровой помощник учителя", который предполагает широкое использование искусственного интеллекта для проверки заданий.
Многостраничные документы, которые в теории выглядят относительно нейтрально, на практике могут вылиться во что угодно – вплоть до очередной волны оптимизации и дальнейшего внедрения дистанционного обучения, апробированного в пандемию.
Искусственный интеллект может увидеть ошибки, но понять причину этих ошибок, чтобы выстроить дальнейшую работу с учеником, может только учитель. Конечно, в отличие от компьютера, учителю за это нужно платить. И я не исключаю, что под предлогом внедрения искусственного интеллекта наши чиновники от образования устроят педагогам очередное сокращение штатов и зарплат. Другой риск – сама школьная программа будет подгоняться под искусственный интеллект, и уже наши дети будут превращаться в бездумных роботов с набором типизированных тестов в голове.
Одна из позитивных задач стратегии – перевод школьной документации в цифровой формат, но пока она вряд ли достижима. Современные технологии давно позволяют уничтожить школьную бюрократию. Но пока те же электронные журналы не освободили педагогов от бумажной работы, а дополнили её. Напомню, что лишь около трети школ в стране имеют доступ к высокоскоростному интернету. На этом фоне многие задачи стратегии, мягко говоря, не стыкуются с реальностью. Мы будем внимательно следить за дальнейшей судьбой и реализацией этого документа, чтобы традиционную систему образования в стране не трансформировали до полного уничтожения.