Возможный мораторий на вывоз бензина даст лишь временный эффект для сдерживания цен, а в будущем приведёт к ещё большему удорожанию. Для стабилизации цен на бензин необходимо в разы увеличить экспортные пошлины и заморозить изменение ставок топливных акцизов.
Ранее Министерство энергетики РФ предложило запретить экспорт бензина, но хочу обратить внимание на то, что российские экспортные пошлины на бензин в три раза ниже, чем на сырую нефть. Учитывая, что внешняя цена на АИ-95 примерно на 20 % выше, чем внутренняя, нефтяным компаниям крайне выгодно гнать топливо за рубеж, а не продавать его в России. Получается, государство сначала стимулировало вывоз бензина, а значит, и его подорожание для российского потребителя, а теперь кидается в другую крайность и в авральном порядке собирается вообще перекрыть кран.
Понятно, что подобный запрет – мера временная. На какой-то период цены удастся сдержать, и чиновники получат приемлемую статистику для отчёта. Но после отмены запрета сырьевые магнаты постараются наверстать упущенное, и цены рванут вверх с новой силой.
Считаю, что для стабилизации цен на бензин необходимо в разы увеличить экспортные пошлины и заморозить изменение ставок топливных акцизов.
Акцизы на бензин и дизтопливо повышаются ежегодно. С 2014 года они выросли почти в три раза! Сегодня в каждом литре бензина примерно четверть стоимости приходится на акциз. Государство не может одновременно провоцировать рост топливных цен и пытаться их удержать. Пора сделать выбор. Пока же налицо закономерный провал политики Правительства РФ в области регулирования топливного рынка.