Продолжающийся рост цен на продукты питания обязывает государство использовать различные способы воздействия на потребительский рынок. По данным Росстата индекс потребительских цен в сентябре составил 7,4 % – это рекордное значение за последние пять лет. В сентябре в годовом выражении цены на продовольственные товары выросли на 9,2 %, а стоимость овощей и фруктов – на 15,2 %.
Напомню о внесённом нашей фракцией законопроекте об ограничении торговых надбавок – в любой торговой сети они не должны превышать 15 % от стоимости первой оптовой закупки. Полтора года он лежит в Государственной Думе без движения, и боюсь, его ждёт судьба двух аналогичных инициатив, которые мы прежде вносили в парламент. За эти годы ни думское большинство, ни Правительство РФ не предложили внятной альтернативы – как обуздать рост цен. Результат их бездействия наши сограждане ощущают каждый день на своих кошельках.
В связи с этим предлагаю ввести "рекомендованную продажную цену" на наиболее востребованные населением продовольственные товары, которую будет определять государство и которая будет указана в ценнике наряду с фактической розничной стоимостью.
Раз наши коллеги так боятся любого вмешательства в коммерческое ценообразование, давайте поищем другой способ. "Рекомендованная продажная цена" – не административное, а своего рода психологическое давление на ритейл, это показатель, который поможет покупателям ориентироваться в ценовой политике торговых сетей и магазинов.
При этом напомню, что в настоящее время действует механизм "рекомендованных розничных цен" – это стоимость продукта, которую его производитель или правообладатель торговой марки рекомендует установить при розничной реализации.
Наша задача: чтобы подобная информация была достоянием не узкого круга специалистов, а широких масс рядовых потребителей, и опиралась на объективную и компетентную государственную экспертизу. А задача продавцов – объяснять, почему их цена отличается от рекомендованной.