13 апреля состоялось заседание Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Госдуме на тему "Современная школа: от цифровизации к цифровой трансформации. Законодательные аспекты".
Модераторами мероприятия выступили Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов и депутат фракции, первый заместитель председателя Комитета ГД по просвещению Яна Лантратова.
Сергей Миронов поприветствовал присутствующих и напомнил о том, что Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ всегда выступала против Болонской системы и против полного перехода на дистанционное обучение.
Информационные технологии хороши как инструмент для обучения, для донесения информации до детей. Но уповать на то, что цифра все за нас сделает, особенно в дистанционном варианте – это, конечно, полное безумие. Сейчас самое время отказаться от Болонской системы образования.сергей миронов
Рассуждая о высшем образовании, парламентарий сказал, что полноценное пятилетнее обучение также исказили, стали выпускать недоучек – бакалавров.
"Разгромили высшее образование для горных физиков сознательно. Недра у нас не отнять, давайте с другой стороны зайдем, давайте сделаем так, чтобы некому было все это искать и добывать. Меняя ректоров, меняя систему, оставили только один Ленинградский горный институт", – пояснил он.
Яна Лантратова напомнила, что пять лет назад говорилось – цифровизация никак не повлияет на процесс образования. Однако сейчас всем стало понятно, что "она безвозвратно изменит привычную нам систему образования, и представителей родительского сообщества эти перемены пугают".
Также она напомнила, что цифровое образование не может быть изолировано от всего виртуального пространства со всеми его угрозами и негативными явлениями: "пропагандой суицидального поведения, агрессии, насилия, распространения наркотиков, деструктивных практик". По этой причине также необходимо думать о безопасности детей.
Лидер общественно-политического движения "Объединение родителей" Инна Гориславцева напомнила – цифровизация, которая началась в период пандемии коронавируса, стала для родителей школьников большим испытанием. Они надеялись, что со временем все вернется в прежнее русло. Но когда пандемия закончилась, оказалось, что "практически все системные программные документы Министерства просвещения и Министерства цифрового развития имеют очевидный крен в сторону повсеместного внедрения в школы электронных цифровых дистанционных технологий обучения".
"Фактически начался этап цифровой трансформации, то есть обнуления традиционной школы и создания школы цифровой, в которой педагога в качестве руководителя и организатора образовательного процесса просто не будет. Он будет выполнять лишь функции советника, партнера и модератора. В ряде документов, которые вышли из недр Министерства просвещения, так и написано, что объектом трансформации является, прежде всего, педагог и трансформироваться должны его ролевые компетенции", – сказала она.
По словам Инны Гориславцевой, необходимо обратиться к Правительству РФ с рекомендациями внести необходимые изменения в систему целеполагания национального проекта образования. Кроме того, она выразила уверенность в том, что надо "выйти с инициативой введения моратория на дальнейшую цифровизацию школьного образования до получения медицинских результатов, которые подтвердили бы безопасность цифровых технологий обучения и доказали бы их эффективность по сравнению с традиционными формами обучения".
С докладами также выступили директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Андрей Горобец и директор Департамента цифрового государственного управления Минкомсвязи Сергей Цветков. Они рассказали о том, что для цифровизации образовательных процессов было выделено довольно много средств, было куплено необходимое современное оборудование, созданы компьютерные программы. Часть этого оборудования уже отправлена в регионы. Также идет работа по созданию цифровых центров.
Секретарь Президиума Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ по вопросам просвещения и образования Александр Казаков выразил удивление тем, что представители министерств не слышат выступающих, а продолжают транслировать свои достижения по освоению выделенных бюджетов.
"Для Минцифры все должно стать цифрой. Для Минпросвещения все должно стать Европой. Каждое министерство в любой стране мира имеет главную задачу – биться за свой бюджет", – сказал он. Поэтому, не надо пытаться их изменить, они просто должны получить сверху другую команду. Только когда это случится, начнется "перестройка этой гигантской машины". Однако, по мнению Александра Казакова, это займет слишком много времени и будет стоить слишком дорого.
"Поэтому надо создавать параллельные системы", – резюмировал он.
В ходе заседания также были рассмотрены проблемы дефицита качественного контента, рисков утраты персональных данных детей, отсутствия должного методологического обеспечения и необходимости четкого определения ситуаций, в которых применение цифровых технологий может быть оправдано, как альтернатива традиционному очному обучению.