Чем ближе время выпускных и вступительных экзаменов, тем очевиднее, что ЕГЭ – абсолютное зло для российской системы образования.
С одной стороны, согласно данным опросов, половина учителей вынуждены подрабатывать репетиторством. Специалисты просто не могут прожить на зарплату по основному месту работы. Кроме того, они жалуются на перегруженность школьной программы, нехватку преподавателей и слабую технологическую базу в учебных заведениях.
С другой – те же репетиторы-учителя признаются, что в ближайшее время повысят цены на свои услуги, которые сейчас уже стоят 500–2000 рублей за час. Да, репетиторы были во все времена. Однако сейчас спрос на их услуги повальный, потому что без специальной дополнительной подготовки сдать ЕГЭ практически невозможно. Ведь экзамен совершенно оторван от школьной программы, и детей просто «натаскивают» на сдачу тестов.
В итоге времени на нормальное изучение программы у школьников не остаётся. А значит, в колледж или вуз поступают недоучки. И с ними зачастую поздно заниматься устранением пробелов в базовых знаниях. На выходе мы получаем слабых, не привыкших мыслить специалистов.
Пора оставить в прошлом либеральные эксперименты с образованием по западному образцу. Вместо ЕГЭ и губительной Болонской системы мы должны вернуться к лучшим традициям советской школы. Необходимо проводить экзамены в традиционной форме. В том числе – с учетом происходящих событий, в обязательном порядке проверять у детей знания истории.
Одновременно нужно серьезно увеличивать финансирование средней и высшей школы, чтобы учителя не разрывались на подработки, а занимались как следует основной работой. На образование и науку должно идти не менее 7% ВВП страны. Этого должно хватить и на достойные зарплаты преподавателям, и на оснащение учебных учреждений.