МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в РФ

28 июня 2022

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил на состоявшихся 27 июня парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию на тему: "Вопросы развития системы высшего образования в Российской Федерации".

- Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Валерий Николаевич!

Много сказано интересного, полезного, но не могу не отреагировать, Владимир Сергеевич, спасибо вам большое. Вы знаете, когда вы сказали, что наши творческие вузы не пустили эту идею двухуровневого образования, ну, знаете, как Брестская крепость – выстояли, молодцы, потому что кто бы что бы ни говорил, я вам хочу сказать, ерунда всё это, полная ерунда.

Послушайте, ну вот иностранцы после бакалавриата поедут в магистратуру всего лишь на два года. Ну, во-первых, четыре года они там уже отучились, так, может быть, лучше пускай приезжают сюда на специалитет, на пять лет, чтобы потом это были друзья России? Нет никаких аргументов, потому что это всё абсолютно чуждо нашим традициям и, самое главное, здравому смыслу, о котором сегодня много раз говорилось.

Очень приятно было слышать замечательных ректоров двух ведущих университетов – Московского и моего родного Санкт-Петербургского, очень много правильных, здравых идей. Я хочу только несколько тезисов сказать сегодня о тех проблемах, которые мы сегодня обсуждаем.

Безусловно, высшее первое профессиональное образование должно быть бесплатным везде и для всех без исключений. Не может быть у нас, особенно в стратегических отраслях, платное образование. Ну, что мы сами себе-то сук рубим, на котором сидим? Если мы сейчас посмотрим на количество выпускников и количество бюджетных мест, ну, совершенно очевидно, давайте как в Сорбонне, пусть вообще без экзаменов идут, а после первой сессии мы поймем, кто способен учиться, а кто не способен.  

Когда нам говорят о великолепном достоинстве ЕГЭ, что из дальних регионов страны дети поступают в лучшие высшие учебные заведения, давайте честно скажем: если деньги у родителей есть, если есть деньги на репетиторов, если есть деньги на то, чтобы ребенок поехал учиться, а там общежитие никто ему не даст. И что у нас? Расслоение. У нас тогда наследственная бедность получается. Что мы ерундой-то занимаемся, сказки сами себе рассказываем?

И в связи с этим, вы прекрасно знаете, что наша партия и я категорические противники этой дурацкой Болонской системы и Единого государственного экзамена. Понятно, что система образования очень инерционная, руль быстро не заложишь. Мы предлагаем, а почему бы у нас в городах России не сделать независимые комиссии из преподавателей высшей школы, где любой выпускник может сдать здесь математику, здесь английский, здесь русский, здесь литературу. Никто не знает, в какой вуз он поступит. Он потом получает сертификат, что он сдал экзамен у профессионалов, и направляет, куда собирается.   

Но здесь тоже уже, смотрите, мы же все отдаем себе отчет, что происходит. В пять вузов можно послать абитуриенту свои документы, ну и посылает: здесь он на архитектора, здесь он на стоматолога, здесь он на юриста, а здесь он на филолога. Ему всё равно, лишь бы бюджет, прежде всего, родителям главное, чтобы бюджетное получил, но и ему всё равно. И что мы видим? У нас как пылесос из регионов высасывает людей. Кто вернулся, получив образование в Москве и Петербурге, к себе в регион? Единицы, и то им говорят – неудачники.

Более того, что вы думаете, они остаются дальше в Москве и в Петербурге? А посмотрите-ка статистику. Они, получив образование, едут дальше на Запад. И для кого вообще мы всё это бесплатно даем, наше образование? Кому мы готовим этих специалистов, бакалавров-недоучек? В связи с этим, конечно, нужно возвращаться к здравому смыслу. И здравый смысл подсказывает, что, конечно, то, что называется "специалитет", что было всегда, это и нужно здесь делать.

И не могу не сказать о проблеме финансовой. Конечно, стипендия должна быть хотя бы на уровне минимального размера оплаты труда. И, конечно, оплата труда преподавателей. Не идут сейчас в педагогические вузы, потому что за эти деньги такая огромная отчётность, такие огромные труды никто не хочет делать, а это нужно в обязательном порядке делать.

И правильно абсолютно Виктор Антонович говорил: конечно, аспирантура – это не очередная ступень обучения. Должна быть специальная организация учебная, которая помогает стать учёными, написать диссертацию. И только для этого. Я просто не буду в науку погружаться. Но смотрите, ни в одном министерстве нет научно-технических советов. Можете себе представить? Нет. Не надо. Никому не надо. Никто не собирается думать, что будет завтра. Как вообще без  науки? Вот у нас наука где-то на отшибе, а нужно, чтобы она была впереди.

Я завершаю. Но я сейчас отвлекусь, воспользуюсь этой трибуной и присутствием и ректора Московского университета, очень мною уважаемого Виктора Антоновича, и присутствием Министра образования.

Я вот что хочу сказать, коллеги, у меня осознанно значок здесь на пиджаке, и я очень рад, что мы все, депутаты Госдумы, поддерживаем Президента, поддерживаем специальную военную операцию, но я не понимаю, как у нас на факультете журналистики Московского государственного университета шельмуют тех, кто поддерживает Президента. Шельмуют! Прямо студентов и преподавателей, которые не боятся говорить, что они поддерживают. Когда преподаватель, читая лекцию студентам, приводит пример: вот источники фейков и ставит слайд – канал "Россия-1", Первый канал, РИА Новости. Это что такое? Это что, когда руководство факультета говорит, что журфак вне политики? Стоп, ребята! А кто вообще в политике? Разве мы не говорим про четвертую власть – про журналистику? И кого там вообще готовят? Когда потом эти люди пойдут работать, в какие – оппозиционные средства массовой информации? И неслучайно, когда Минюст 25 журналистам присваивают статус иноагентов, из них 12 – выпускники  журфака Московского университета. Кого мы учим и чему мы учим? И куда мы идём и где будущее нашей страны?

Я не хочу заканчивать на такой минорной ноте, я хочу сказать, вот мой земляк Николай Михайлович Кропачев – ректор Петербургского университета, ему не дали возможности сказать, потому что тот образовательный кластер "Менделеев" – это же будущее, действительно, он дал возможность десяткам вузам, все лаборатории, все лучшие ведущие площадки, всё для этого подготовлено, и работают. Вот как нужно  делать и вот как нужно работать. Я уверен, что к здравому смыслу мы обязательно придём, в том числе в результате нынешних парламентских слушаний.

Спасибо большое.

Вячеслав Володин:

- Спасибо, Сергей Михайлович.

Уважаемые коллеги, тему, которую поднял Сергей Михайлович, подчеркнув, что нас это не может не беспокоить, думаю, что вы разделяете. Мы, представляя интересы наших граждан, причём оппонируя зачастую друг другу, в этом вопросе едины.

Сергей Михайлович – лидер оппозиционной фракции. Но обращаясь и к министру, и к ректорам, и к ректору Московского университета, выразил обеспокоенность.

Мы тоже все вместе, представляя разные фракции, хотели бы не только поддержать Сергея Михайловича, но также высказать недовольство тем, что происходит, когда занимая государственные должности, начинают использовать своё рабочее место для пропаганды в интересах других государств. По-другому нельзя сказать. Поэтому хотелось бы, чтобы ректоры не только на это внимание обратили, но и понимали свою ответственность, потому что, если такие случаи будут происходить, мы считаем, правильно было бы руководителям, занимающим должности в бюджетных учреждениях, уйти.

Наша страна столкнулась с вызовами. Мы понимаем, и вы понимаете прекрасно, всё то, что происходит, по вине Соединённых Штатов Америки, европейских государств, которые захотели завладеть миром. Это идёт в ущерб безопасности нашего государства. Президент делал всё возможное для того, чтобы выстроить диалог. Ни президент Соединённых Штатов Америки, ни лидеры других государств не захотели этого.

Сегодня наши солдаты, офицеры защищают Россию, защищают её безопасность, спасают наших соотечественников. Мы должны быть честны перед ними, они должны понимать: за ними страна, за ними народ. Поэтому тот, кто начинает всё это искажать и, тем более, пытается использовать кафедру, ведя эту пропаганду перед студентами, должен взять и уйти. Так поступают во всех странах, и вы не найдёте ни одной страны. Начните с Украины и посмотрите, что там происходит с теми, кто возражает или высказывает иную точку зрения. Но у нас открытая страна, демократичная, но здесь вопрос стоит о безопасности нашего государства, здесь стоит вопрос будущего нашей страны. Поэтому давайте при всей нашей толерантности, уважаемые коллеги ректоры, осознавать свою ответственность. А там, где не понимают, возьмите и уйдите, просто встаньте и уйдите. Пускай так же уйдут деканы, заведующие кафедрами. Но в первую очередь уйдут те, кто берёт и предательски всаживает нож своими разговорами в спину своей Отчизне. Поэтому, коллеги, давайте тоже осознаем это.

Сергей Михайлович, спасибо за разговор, потому что у нас получилось, мы, в общем-то, обсуждая Болонскую систему, качество образования, отошли от главного, а вы нам напомнили. Спасибо.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International