Стремительное распространение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности требует их скорейшего включения в Правила дорожного движения в целях безопасности водителей и пешеходов.
В России по итогам первых шести месяцев 2022 года зарегистрировано 370 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) – электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев и т. п. Рост – на 174%! Есть пострадавшие и, к сожалению, даже погибшие. И это далеко не полная картина, ведь многие происшествия, особенно с участием пешеходов, просто не фиксируются.
На этом фоне Верховный суд РФ вынес решение, согласно которому тот, кто управляет электросамокатом, считается пешеходом. Ничего странного: суд лишь подтвердил ту норму, а вернее, ее отсутствие, которая содержится в законодательстве.
Ни в ПДД, ни в Кодексе об административных правонарушениях нет понятия "электросамокат" или вообще "СИМ", в отличие от "велосипеда" и "мопеда". Хотя некоторые из этих устройств по своим характеристикам сопоставимы с мотоциклами и мопедами.
Однако никаких прав и обязанностей, как, например, у велосипедистов, у владельцев этих устройств нет. То есть они, будучи в статусе пешехода, должны гонять по тротуарам, что опасно для них и для окружающих.
Решение ВС РФ на фоне неопределенности статуса этих транспортных средств еще больше осложняет ситуацию с электросамокатами. В связи с этим я призываю Правительство как можно быстрее завершить работу над новой редакцией ПДД. Необходимо четко прописать, кто, где, на чем и на каком основании имеет право использовать средства индивидуальной мобильности. Иначе хаос на дорогах будет только усиливаться.