Сложившаяся практика индексации тарифов ЖКХ усугубляет кризис коммунального хозяйства. Согласно решению Правительства РФ, с 1 декабря 2022 года тарифы ЖКХ в среднем по стране поднимут на 9%.
Доводы чиновников в пользу изменения стоимости коммунальных услуг не выдерживают критики. Миф первый: за счет тарифов модернизируются изношенные сети, хотя на самом деле на эти цели идут средства из бюджета и ФНБ. Налицо один из вариантов печально известной схемы национализации убытков и приватизации прибыли. Государство закладывает средства на развитие инфраструктуры, а коммерсанты зарабатывают на ее эксплуатации, большую часть прибыли выводя в офшоры.
Другим мифом политик считает обещание Федеральной антимонопольной службы не допустить необоснованного роста.
Давайте вспомним, что случилось, когда с 1 июля коммунальные тарифы повысили, как говорили, не больше чем на 4%. Вроде немного, однако, например, в Тюмени платежки выросли почти на 15% за счет водоснабжения, а в Петербурге тариф вырос незначительно, зато почти на треть увеличилась плата за вывоз мусора. У региональных властей есть различные лазейки, чтобы превышать средние индексы, которыми они с удовольствием пользуются.
На подорожание услуг ЖКХ население отвечает ростом неплатежей, а бизнес – ростом цен. Это порочный круг, который все сужается, так как платежеспособных потребителей становится все меньше, а нагрузка на них – все больше. Но чиновников и коммунальщиков это мало волнует. Похоже, они не думают о завтрашнем дне: одни спешат отчитаться, другие – положить деньги в карман.
Мы неоднократно предлагали провести аудит, чтобы наконец-то разобраться в обоснованности тарифов и понять, что именно и на сколько нужно индексировать. Но вместо этого снова происходит механическое повышение стоимости коммунальных услуг – теперь уже второй раз за год, а проблемы не решаются, а только усугубляются.