Оптимизация участковых комиссий ставит граждан в неравное положение и подталкивает их к электронному голосованию. На фоне низкой явки логичнее сокращать не число участков, а количество дней для голосования.
Ранее ЦИК принял проект постановления, разрешающего Москве к предстоящим выборам мэра сократить более трети избирательных участков, из 3,4 тысячи оставив две тысячи. Причина решения – растущая популярность дистанционного голосования.
К онлайн-голосованию по-прежнему много вопросов, в первую очередь по механизмам наблюдения и контроля. Принятый думским большинством закон о дистанционном голосовании этих вопросов не разрешил, зато позволил укрупнять участки в больших городах, очевидно, мы видим начало этого процесса. Процесс негативный, он ставит граждан в неравные условия и фактически подталкивает их к онлайн-голосованию.
У одного избирателя участок рядом с домом сохранится, другому придется до него добираться. И он либо вообще не пойдет голосовать – тогда мы увидим еще большее снижение явки, которое на руку только одной партии, – либо решит голосовать дистанционно. Но дистанционное голосование, при устранении всех спорных моментов, должно лишь дополнять традиционное. Расширять его преждевременно, и уж тем более нельзя превращать его в вынужденное.
Оптимизация УИКов позволит сэкономить бюджетные средства, ведь нагрузка на участковые избиркомы снижается, отмечали в ЦИК. Если на выборах в Госдуму-2021 на один участок приходили 179 человек в день, то на муниципальных выборах 2022 года – 72 человека в день.
Во-первых, сравнивать кампании разного уровня не совсем корректно. А во-вторых, такой уровень явки только доказывает необходимость отказа от многодневного голосования. Пандемии нет, аншлагов на участках – тоже, и нет никакой нужды растягивать выборы на несколько дней. Проведение голосования в один день позволит сэкономить гораздо больше бюджетных средств, чем предлагаемая оптимизация избиркомов.