Без амбициозных, прорывных проектов с государственным участием отечественный автопром обречен на стагнацию.
По информации СМИ, в Минпромторге предложили изменить подход к локализации автомобилей и перераспределить в пользу производства автокомпонентов начисление баллов, которые позволяют производителям претендовать на участие в госзакупках и программах поддержки спроса.
Чиновники пытаются покончить с "тяжелым наследием" отверточной сборки, которую в свое время всячески поощряли. В том числе и с помощью баллов за кузовные работы. Эта модель привела к тому, что в автопроме уровень локализации постоянно рос, а доля импортозамещения падала. Феномен, характерный только для одной отрасли, объясняется тем, что "российские" БМВ, "ситроены", "тойоты", "шкоды" таковыми не являлись. Когда этот пузырь в одночасье лопнул, оказалось, что у нас нет ничего своего.
В отрасли негативно оценили инициативу Минпромторга, скептически воспринимая перспективы создания отечественной автокомпонентной базы.
Логика понятна: зачем в расчёте на будущие баллы сегодня вкладывать большие деньги в НИОКР, развертывание производства "с нуля" двигателей, АКБ, подушек безопасности и всего прочего, когда проще и дешевле закупить это в Китае или по "серому" импорту. Но если бизнес не задумывается о завтрашнем дне, у Правительства нет такой "привилегии".
Сейчас не время для игр в баллы и прочих "тонких настроек". Это все равно что пытаться развернуть "Титаник" от айсберга с помощью весла. Нужна амбициозная цель, нужны прорывные проекты с мощными государственными инвестициями. Таким проектом является разработка "народного автомобиля" – доступного для отечественного потребителя, созданного на российской компонентной базе.