МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на совместном заседании Высшего горного совета и Комитета ТПП по энергетической стратегии

30 мая 2023

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов 30 мая выступил на совместном заседании Высшего горного совета и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК.

- Уважаемые коллеги!

Мир меняется глобально и бесповоротно. Так, как было раньше, уже не будет, в том числе, ни в энергетике, ни в горной отрасли. Сегодня политика безжалостно вторгается в экономику, нарушая все и вся, и это уже реальный факт.

Мы видим, что самопровозглашенные гегемоны практически потеряли ориентацию не только в пространстве, но и, похоже, во времени, вводя против нас санкции, которые бьют по ним же. Теперь пугают вторичными санкциями уже весь мир, пытаясь удержать свою гегемонию.

Однополярный мир, мы очень рассчитываем, все-таки станет неким эпизодом конца XX и начала XXI века и уйдет в небытие. Но если эта смена однополярного мира на многополярный затянется, то это может привести к глобальной, в том числе энергетической катастрофе.

Для нашей страны – это вызов, но нам не впервой сталкиваться с вызовами, и совершенно понятно, что тех усилий, которые сегодня предпринимает Правительство, недостаточно. Только ленивый не говорит о необходимости хотя бы частичного перевода нашей экономики на мобилизационные рельсы, но пока мы конкретных решений не видим.

Хотел бы несколько позиций огласить.

Смена логистики с точки зрения направления наших сырьевых ресурсов.

Президент поставил четкую и ясную задачу: переориентировать экспорт энергоресурсов и минерального сырья с западного направления, где нашими партнерами оказались, в основном, недружественные страны, на быстрорастущие рынки юга и востока.

Задача по изменению логистических маршрутов была поставлена еще в энергетической стратегии России до 2010 года. Но тогда в сытых условиях 2000-х годов никто этим, собственно говоря, не занимался. Считали, что у нас и так все хорошо, и так будет всегда. Теперь приходится расхлебывать то, что не сделали вовремя.

Во-первых, мы прекрасно с вами понимаем, что, назову вещи своими именами, пристроить высвобождающиеся ресурсы на другие рынки будет непросто. Уже непросто сейчас, и дальше будет непросто.

По поручению Президента идет оперативное обновление энергетической стратегии России до 2050 года. Ключевые проблемы остаются прежними. Это сокращение спроса на российские энергоносители, технологическая зависимость, нестабильность глобальных рынков. Но ситуация быстро меняется, и нужны более решительные меры. Поэтому сроки разработки стратегии сдвинуты на середину этого года.

По некоторым оценкам только на новую энергетическую логистику потребуется от семи до 10 триллионов руб¬лей инвестиций в течение 10 лет. Это дополнительные магистральные газопроводы, расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, строительство газопровода "Сила Сибири – 2", строительство заводов СПГ малой и средней мощности, портовой инфраструктуры для СПГ, строительство танкерного флота для перевозки СПГ и многое другое.

Еще одна важная, но очень затратная задача: использовать высвободившиеся ресурсы нефти и газа на внутреннем рынке. Например, увеличивать внутреннее потребление через развитие нефте- и газохимических производств.

Ну, и одна из наиболее масштабных задач "Газпрома" на внутреннем рынке – это газификация регионов России. Без этого вряд ли удастся сохранить достигнутые объемы производства.

Еще одна тема. В августе прошлого года Правительство утвердило новый перечень основных видов стратегического минерального сырья. Документ не обновлялся 26 лет и теперь вместо 29 позиций содержит 61. Помимо нефти, газа, золота, алмазов, серебра, графита и платиноидов в него включены хром, марганец, вольфрам, литий, бериллий и другие дефицитные виды полезных ископаемых. Туда включены и все 17 редкоземельных элементов.

По данным Минприроды, прирост запасов в стране как углеводородных, так и твердых полезных ископаемых пока постоянно превышает их добычу. Хотя по некоторым направлениям такая информация вызывает сомнения. Но это мало о чем говорит. Да, мы располагаем значительными запасами практически всех стратегически важных металлов, но, в тоже время, критически зависим от их импорта, в некоторых случаях на все 100%. Эта парадоксальная ситуация меняется очень медленно.

Остановлюсь на редкоземельных металлах. Это энергетика и электроника будущего. Без них невозможен и современный военно-промышленный комплекс. Поэтому почти 90-процентная зависимость от импорта недопустима. Да, две трети мирового рынка и почти 50% мировых запасов редкоземельных металлов приходится на Китай. Но это не повод успокаиваться, надо действовать.

Добыча в нашей стране идет только на месторождении Ловозерское на Кольском полуострове, где добывают комплексные лопаритовые руды, содержащие, помимо редкоземельных металлов, тантал, ниобий и титан. Кое-что попутно по мелочи извлекают и из апатит-нефелиновых руд. Но это не то, что нам необходимо!

В России есть перспективное месторождение Томтор в Якутии, открытое еще в 1977 году. В 2014 году в госпрограмме "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" ставилась задача его освоения. Но в очередной раз подвел либеральный настрой Правительства: использование бюджетных средств не предусматривалось. Как это часто бывает, держатель лицензии с задачей не справился. Объект существует только в проекте и на картинках презентаций. Годы идут.

Согласно дорожной карте Минпромторга, Россия сможет полностью обеспечить себя редкоземельными металлами к 2030 году. Однако есть сомнения в том, что это произойдет. Одним из ключевых исполнителей вообще является строительная компания, основной бизнес которой – застройка подмосковного Королева (компания "Скайград").

В связи с этим мне как законодателю важно знать мнение нашего Горного совета и всех наших специалистов о существующем порядке лицензирования добычи полезных ископаемых. Что еще надо сделать в правовом поле, чтобы не было бюрократических проволочек, из-за которых стратегически значимые месторождения десятилетиями ждут разработки, и чтобы лицензию получал эффективный собственник.

Теперь несколько слов о самой многострадальной геологии.

Новый, расширенный перечень основных видов стратегического минерального сырья говорит о масштабах необходимых геологоразведочных работ. Вопрос в том, кто эту работу будет делать?

Согласен, юниорские компании нужны. Они имеют современные представления, где и как вести поиски, собирают информацию, привлекают экспертов, следят за развитием технологий, а главное – крайне заинтересованы что-то найти: это их хлеб. Но масштабные задачи, стоящие перед геологией и страной, они не решат.

Чтобы обеспечить промышленность сырьем, нужно восстановить полную цепочку от оценки запасов в недрах до получения конечной высокотехнологичной продукции. А это невозможно без долгосрочного планирования и серьезных государственных инвестиций.

К сожалению, по оценке Счетной палаты, исполнение бюджетных назначений по всем геологоразведочным работам за два последних года снизилось с 78,8% до 72,3%. Это говорит о том, что нет четкого понимания того, как использовать выделенные бюджетные деньги.

Геологоразведка – это непрерывный процесс, который не должен останавливаться из-за технологических сбоев и капризов рыночной конъюнктуры. Топтание на месте неизбежно приведет к "проеданию" геологического задела. Поэтому я продолжаю настаивать на кардинальных изменениях в системе управления геологической отраслью.

Если год назад с этой трибуны я говорил о варианте выведения Роснедр из подчинения Министерства природных ресурсов и экологии в прямое подчинение Правительства, теперь я утверждаю, что ничего это не решит, это будет ерунда. Только создание профильного Министерства геологии выведет Россию на необходимый курс для решения всех поставленных задач.

Буквально два слова о так называемой зеленой энергетике.

Реалии таковы, что нам волей-неволей придется считаться с обезумевшим миром, который повелся на этот блеф об антропогенном воздействии на климат. Полная профанация, полная ерунда, и ничего, кроме управления чужими экономиками, за этим нет. Но все эти квоты будут присутствовать во взаимной торговле с другими странами. Но, тем не менее, иметь в голове четкое научное представление о том, что это блеф, что ничего, кроме желания управлять чужими экономиками, прежде всего экономикой России, за этим не стоит, нужно.

В завершение не могу не сказать, что какие бы стратегические и плановые решения мы ни принимали, какими бы современными технологиями ни обладали, самый ценный актив – это, конечно же, люди. Это наши геологи, геофизики, гидрогеологи, буровики, химики и технологи. Чтобы они могли полноценно работать, надо провести импортозамещение не только в материальной части отрасли, но и в структурах ее управления, а самое главное – в головах. Я считаю, что особенно в финансово-экономического блоке нашего Правительства это пора сделать давным-давно.

Спасибо за внимание!

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International