Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов внёс на рассмотрение ГД законопроект, касающийся регулирования работы маркетплейсов. По его словам, принятие законопроекта позволит защитить интересы десятков тысяч предпринимателей от произвола владельцев онлайн-платформ.
От СРЗП соавтором инициативы выступил первый заместитель руководителя фракции Дмитрий Гусев. Также законопроект поддержали депутаты из других фракций Госдумы.
"Серия происходящих в 2022–2023 годах скандалов, которые возникали между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями, показали несовершенство системы регулирования электронной коммерции. В связи с этим депутаты Госдумы разработали межфракционный законопроект по данному вопросу. Он устанавливает законодательное регулирование цифровой торговли и регламентирует особенности взаимоотношений маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи товара (ПВЗ)", – рассказал парламентарий.
"Документ регламентирует наиболее острые вопросы, которые возникают в этой сфере, и в первую очередь он защищает интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров от произвола владельцев цифровых платформ", – добавил Сергей Миронов.
В законопроекте говорится, что цифровые платформы должны предоставлять информацию об условиях договоров, заключаемых между маркетплейсом, продавцами и владельцами ПВЗ. Вся информация должна в обязательном порядке размещаться на сайте маркетплейса в сети интернет.
"Хорошо известно, что цифровые платформы часто в одностороннем порядке меняют условия договоров, и тем самым они нарушают интересы продавцов и владельцев ПВЗ. В связи с этим мы считаем, что условия договоров должны пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год. При этом не менее чем за 30 календарных дней стороны должны уведомлять друг друга о намерении изменить условия договора", – рассказал Председатель СРЗП.
Он отметил, что в этом документе должно чётко указываться, по каким причинам маркетплейс может штрафовать продавцов и владельцев ПВЗ. В нём необходимо указать все возможные суммы штрафов, а прежде чем наложить штрафные санкции, цифровая платформа должна предварительно направить своим партнёрам мотивированное письменное уведомление о принятии такого решения.
"Есть ещё одна важная проблема: сегодня маркетплейсы распоряжаются счетами партнёров как своими. С точки зрения и здравого смысла, и законодательства никакой вольницы у них здесь быть не должно, и поэтому мы предлагаем разрешить цифровым платформам списывать средства со счетов продавцов или ПВЗ только при наличии их письменного разрешения. Крайне важно также ограничить возможность маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов товаров или владельца ПВЗ", – указал Сергей Миронов.
Он отметил, что в рамках мониторинга рынка цифровой торговли, проведенного Минпромторгом России, было выделено сразу несколько основных проблемных вопросов, возникающих между онлайн-платформами и другими участниками этого рынка. Среди них возможность внесения в одностороннем порядке изменений в договоры со стороны онлайн-платформ, самовольное изменение комиссий и выставление штрафных санкций для продавцов и ПВЗ. По этой причине около двух тысяч продавцов маркетплейсов были вынуждены для защиты своих интересов обратиться с исками в арбитражные суды Москвы и Московской области.
"Эксперты отмечают, что на самом деле злоупотребления владельцев цифровых платформ затрагивают интересы не менее 150 тысяч малых предприятий торговли. Считаю, что принятие законопроекта "СРЗП", поддержанного депутатами других думских фракций, позволит решить многие проблемы в этой сфере", – заключил Сергей Миронов.