Накануне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении оператора связи "МегаФон" в связи с тем, что в текущем году компания повысила тарифы на услуги связи в среднем на 10,24% для 8,2 млн абонентов. Депутат напомнил, что в мае прошлого года тот же оператор в среднем повысил тарифы на 12% для 16,5 млн абонентов.
Только спустя полгода после подорожания ФАС завела дело, в декабре признала рост необоснованным, предписав снизить тарифы "до экономически обоснованного уровня". И что же? Предписание до сих пор не исполнено и обжалуется оператором, который между тем снова поднял тарифы! И если теперь дело дойдет до штрафа, скорее всего, оно многие месяцы будет ходить по судебным инстанциям, и, если даже в итоге регулятор докажет свою правоту, все это время компания будет получать необоснованную прибыль.
Подобные ситуации порождены законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Это важный закон, цель которого – профилактика административного произвола. Но получается, что, защищая предпринимателя, государство игнорирует права потребителя. Возник серьезный дисбаланс в пользу бизнеса. Чем он крупнее, тем лучше юристы, тем больше шансов оспорить решение контролирующих органов или хотя бы заволокитить дело на неопределенный срок. Это порождает своего рода "васькизм" по имени кота из крыловской басни, когда, получая предписания, компания "слушает да ест" и продолжает как ни в чем не бывало работать, не исправляя нарушения.
Необходимо внести коррективы в законодательство, которые позволят защитить интересы населения.
Очевидно, что в случаях, когда нарушение влечет за собой подорожание услуг или несет угрозу жизни и здоровью людей, оспорить решение регулятора в судебном порядке можно будет только после его выполнения. Наша фракция подготовит соответствующие поправки в закон.