11 октября Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом на пресс-конференции СРЗП по вопросам законодательного регулирования деятельности маркетплейсов и платформенной занятости.
- Уважаемые коллеги, сегодняшняя пресс-конференция посвящена вопросу регулирования деятельности маркетплейсов и платформенной занятости. Дело в том, что сегодня этот сегмент электронной торговли, наверное, самый быстрорастущий. Есть данные, что за прошлый год увеличился объём онлайн-торговли до 5,7 трлн рублей и почти половина этой суммы приходится на маркетплейсы. Примерно 70% граждан России хотя бы раз в месяц что-то через интернет покупают.
Для предпринимателей цифровые платформы стали одним из ключевых способов реализации своей продукции. Количество малых и средних предприятий, которые торгуют через интернет, увеличилось более чем в шесть раз. Но законодательное регулирование этой сферы очень отстаёт. Прямо скажем, что сфера практически вообще не урегулирована нормой закона. Конечно, от этого не выигрывает ни малый бизнес, ни потребитель.
Сегодня маркетплейсы могут выдавать себя за кого угодно: за курьерские компании, за поисковую систему, за онлайн-магазины. И в случае возникновения проблем они говорят, что отвечают только за информирование. Когда дело доходит до суда, то их штрафуют на 10-20 тыс. рублей, хотя у них триллионные обороты.
Помните громкий конфликт между Wildberries и работниками пунктов выдачи товаров весной этого года. Сегодня это затрагивает интересы примерно 150 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, а также более трёх млн граждан. Конечно же, мы должны думать о том, чтобы все взаимоотношения между ними были урегулированы законом.
Мы после весеннего конфликта приняли антимонопольный закон о маркетплейсах, который начал действовать с 1 сентября этого года. Но многие вопросы этим законом, к сожалению, не решаются. Именно поэтому наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" выступила с инициативой и подготовила межфракционный законопроект, который внесён в Государственную Думу. Закон регулирует дистанционную торговлю товарами с использованием цифровых платформ, то есть тех самых маркетплейсов. Мы абсолютно убеждены, что затягивать с принятием этого закона нельзя.
Какие основные положения в этом законопроекте. Я бы хотел обратить ваше внимание вот на что. Первое, законопроект дает развернутые определения всем сторонам – участникам процесса электронной торговли: маркетплейсу, продавцам и владельцам пунктов выдачи заказов, личному кабинету на маркетплейсе. Понятие покупателя в законах уже есть и не требует уточнений. А также устанавливает права и обязанности всех участников рынка, включая потребителей.
Маркетплейсы – это "дистанционная торговля товарами с использованием цифровых платформ". Не надо их путать с онлайн-магазинами. Если по-простому сказать, маркетплейс – это аналог ярмарки, где самые разные товары разных фирм представлены. А онлайн-магазины – это торговля через интернет конкретных фирм, которые продают только свои товары.
Второе. Одна из главных задач законопроекта – установить порядок изменения и прекращения договора между маркетплейсами и продавцами с учетом специфики электронной торговли.
Сегодня практика показывает, что маркетптейсы могут в одностороннем порядке поменять условия договора до 10 раз в год, всегда ухудшая положение участников торговли, прежде всего, продавцов. В связи с этим законом предлагается установить норму о том, что изменения возможны только по соглашению сторон и не чаще одного раза в год. При этом, если одна из сторон хочет изменить условия договора, не менее, чем за 30 дней до этого она должна объявить об этом всем заинтересованным сторонам.
Третье. На уровне закона закрепляется порядок наложения маркетплейсами штрафов и иных удержаний на продавца или владельца пункта выдачи заказов, а также списания денежные средств с их счетов. Дело в том, что сегодня, конечно, безобразие творится, списывают деньги как хотят и сколько хотят, более того, зачастую именно на этом и зарабатывают.
Вот интересная статистика. Штрафы, выставляемые маркетплейсами, порождают обширную судебную практику. Число арбитражных разбирательств в отношении Wildberries увеличились с 2020 года по настоящее время в 29 раз – с 34 до 1013 случаев, по "Озону" в 2,2 раза – с 79 до 173 случаев, по Яндексу в 19 раз – с двух до 38 случаев.
Четвертое. Устанавливается запрет на продажу маркетплейсами с оборотом более 150 млрд рублей собственных товаров, если на их площадке уже представлены аналогичные товары.
Пятое. От безответственности маркетплейсов страдают и потребители. Поэтому законопроект предоставляет обманутому потребителю право предъявлять претензию как продавцу, так и владельцу маркетплейса.
Порой маркетплейсы не несут ответственности за то, что выступили посредниками при продаже некачественных товаров. Потребителю должен быть доставлен качественный и безопасный товар. Это проистекает из всех сопутствующих нормативных актов, из положения Гражданского кодекса.
Электронная торговля – крайне динамичный процесс, и требует оперативного вмешательства регулятора. Поэтому законопроект предоставляет право Правительству Российской Федерации регулировать отношения между маркетплейсами, продавцами и покупателями в упрощенном порядке по обстоятельствам.
И следующий наш шаг – разработка законопроекта о платформенной занятости. По данным Росстата, в первом квартале 2023 года число занятых на онлайн-платформах в России составило 5,16 млн человек. Это 7% от общего числа работающих граждан. Причем для 96% тех, кто трудится на платформах, это основная работа. Платформенная занятость пока никак не регулируется.
В марте 2023 года в первом чтении был принят новый закон о занятости населения. В нем дается только определение платформенной занятости. Если коротко, то платформенная занятость – это использование интернета для поиска клиентов и разовое выполнение для них работ или оказание услуг. В связи с этим мы нашим законопроектом планируем решить две задачи. Первое. Включить работников, занятых на онлайн-платформах, в государственную систему медицинского, социального (временная нетрудоспособность, безработица) и пенсионного страхования. Второе. Законодательно закрепить статус самих цифровых платформ, определить их права и обязанности. При этом на этапе формирования новых правил важно сохранить ключевой атрибут привлекательности платформенной занятости – гибкость условий труда.
Сегодня в нашей пресс-конференции принимают участие мои коллеги, в частности, Валерий Карлович Гартунг – председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции. Он возьмёт слово и, думаю, более подробно расскажет обо всём. Спасибо за внимание!