Мы предлагаем внести изменения в закон "О торговле", согласно которым рост стоимости бензина, дизеля и керосина в течение года не должен превышать прогнозируемый уровень инфляции, установленный федеральном законом о бюджете.
Недавний стремительный рост цен на топливо показал, что федеральным и региональным органам власти не хватает полномочий для контроля за стоимостью дизеля и бензина. Их цена может повышаться резко, скачкообразно, а из-за этого страдает вся экономика России, предприятия, а главное – люди, потому что хаотичный рост цен на бензин очень быстро приводит к увеличению стоимости продуктов и товаров первой необходимости.
Если сравнивать мировые и внутренние цены на нефть, то прослеживается четкая тенденция, показывающая, что вне зависимости от снижения или повышения её стоимости на мировом рынке в России цена топлива постоянно растёт.
Анализ структуры формирования стоимости бензина также показывает, что в России наценки чрезвычайно высоки на оптовом и особенно на розничном рынке – примерно 20%, хотя во многих странах мира в среднем наценка составляет всего 10%.
Судя по последним данным, можно сделать вывод о том, что в ряде регионов России цена на топливо формируется нерыночными методами, а путём сговора нескольких крупных игроков. Такая ситуация действительно может иметь место, поскольку на сегодняшний день всего четыре компании владеют 3/4 рынка нефтедобычи в стране. Вместе с этим они контролируют весомую часть переработки нефти и продажи бензина, и неслучайно ФАС России уже выносила предупреждение некоторым нефтяникам из-за сложившейся ситуации на фоне роста цен на моторное топливо.
К огромному сожалению, на отечественном топливном рынке прогнозировать скачки цен невозможно, и поэтому Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ предлагает ввести государственное регулирование розничных цен на бензин, дизель и авиационный керосин. По нашему мнению, повышение стоимости на указанные виды топлива ежегодно не должно превышать прогнозируемый уровень инфляции, установленный в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Для контроля за динамикой цен мы предлагаем организовать чёткую работу по прогнозированию работы нефтеперерабатывающих заводов, ввести механизм насыщения внутреннего рынка достаточными для предотвращения роста цен объемами топлива и систему директивных указаний ключевым поставщикам бензина, дизеля и авиационного керосина в России.