Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил на совместном заседании Высшего горного совета и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК:
- Уважаемые коллеги!
Развитие минерально-сырьевого комплекса, конечно, находится в центре внимания нашего государства, нашего Президента. Мы видим, что экономика потребляет всё больше и больше природных ресурсов.
На фоне усиления международной напряженности, санкций и нарастания опасений по поводу поставок многие виды сырья стали одним из самых надёжных и прибыльных активов, прокладывающих путь к экономическому суверенитету страны и новому технологическому укладу.
Как известно, эффективность минерально-сырьевого комплекса складывается из нескольких составляющих. Среди них, конечно, уникальные месторождения полезных ископаемых, величина добавленной стоимости за счёт более глубокой переработки сырья, инновации в сырьевых отраслях, широкое применение технологических новшеств, утилизация техногенных отходов, уменьшение экологического ущерба и многое, многое другое.
Вся эта последовательность освоения и промышленного использования минерально-сырьевых ресурсов начинается, конечно, с геологии, с разведки. О масштабах необходимых работ говорит известный всем нам новый, расширенный перечень основных видов стратегического минерального сырья.
Я неоднократно обращал внимание на то, что, несмотря на некоторое увеличение государственного финансирования, положение дел на прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работах остаётся неудовлетворительным. Особенно на ранних стадиях геологоразведки. Это нарушает баланс между локализацией прогнозных ресурсов, приростом разведанных запасов и добычей, что прямо отражается на эффективности всей горной отрасли.
В XXI веке основными источниками сырья становятся Арктические регионы с прилегающими территориями Севера, поскольку в них сосредоточена треть запасов полезных ископаемых всей планеты. На Севере нашей страны, в зоне экономической доступности к Северному морскому пути, находится почти 80% всех запасов полезных ископаемых. Но чтобы до них добраться, потребуются масштабные поисковые геологоразведочные работы. И только потом может начаться строительство очаговой инфраструктуры, включающей морской причал, энергетическую установку, обогатительную фабрику, вахтовый посёлок и дорогу для транспортировки руды и многое, многое другое.
В связи с этим не могу не напомнить, что у нас качественный двухсоттысячной геологической съёмкой не покрыта огромная территория Восточного Урала. У нас даже просто ещё нет нормальной геологической карты двухсоттысячного масштаба. Это говорит о том, что у нас возможно ещё открытие новых месторождений и новых металлогенных провинций. Это всё впереди. Поэтому, конечно, геологоразведке необходимы кардинальные изменения в системе управления и финансирования.
Я не устану повторять о необходимости создания профессионального министерства геологии. Пока такого решения не принято, но, помяните моё слово, рано или поздно придётся это сделать. При всём уважении к достойному Министерству природных ресурсов и экологии заниматься геологией через запятую – это не тот подход, который обеспечивает до половины всех поступлений в бюджет Российской Федерации.
Сегодня Минприроды, как я сказал, занимается геологией от случая к случаю, Роснедра выполняет лишь посредническую роль при распределении госзаказа и не отвечает за результаты работ. Росгеология – это холдинг, то есть, по сути, ещё один финансовый посредник, причём с постоянными кадровыми перестановками.
В конце 2023 года Госдума приняла поправки в закон "О недрах", по которым частные компании получили допуск к региональным этапам геологоразведочных работ. Это не касается месторождений недр федерального значения и залежей некоторых видов стратегического сырья – урана, алмазов, лития. Предусмотрено ускоренное лицензирование месторождений дефицитного сырья и введён свободный оборот поисковых лицензий. Минприроды рассчитывает, что благодаря этим поправкам число открытий новых месторождений вырастет вдвое.
Как повлияет на региональную геологическую изученность страны включение в работу частных поисковых компаний, покажет будущее. Пока имеющийся опыт, мягко говоря, не впечатляет. Горнодобывающие и нефтегазовые компании, в лучшем случае, проводят доразведку уже известных месторождений. У них бизнес, и вкладывать деньги с высокой степенью риска они не будут. Эксплуатационную геофизику они практически не применяют. Напомню, что на советских добывающих предприятиях это была обязательная процедура прогноза строения выемочных участков и шахтных полей.
Вертикально интегрированные нефтегазовые компании считают, что обеспечены запасами на десятки лет вперёд и эксплуатируют, прежде всего, крупные объекты, на которых себестоимость добычи минимальна, что позволяет получать максимальную прибыль. Уникальные и крупные месторождения дают 65% добычи нефти и 95% добычи газа. Зачем что-либо ещё искать?
Между тем, исчерпание запасов крупных месторождений не за горами. Особенно тех месторождений, на которых построены градообразующие предприятия. Это создаст и экономические, и социальные проблемы, о чём надо, кончено, думать заранее.
Небольшие частные "юниорные" поисковые компании тоже особенно себя не проявили. В отсутствие развитой системы венчурного финансирования их сил хватает только на проработку фондовых материалов, проведение геохимической съёмки и на небольшие поиски и раскопки. Порой у них нет средств даже на анализ отобранных геологических проб.
Хочу ещё раз подчеркнуть: геологоразведка – это обязанность государства. То, что она погрузилась в некий свободный рынок – большая стратегическая ошибка.
Решение я вижу в развитии частно-государственного партнерства. К сожалению, опыт его применения в геологоразведке пока отсутствует. Однако разделение поисковых рисков между государством и инвесторами может быть востребовано. Возможно, потребуется создание специальных государственных венчурных фондов как на федеральном, так и на региональном уровне.
Уважаемые коллеги, сырьевые ресурсы являются началом большинства технологических цепочек: от разработки месторождений до производства продукции высоких переделов. Поэтому сырьевой суверенитет страны – это важнейшее условие её национальной безопасности. Это и очевидное конкурентное преимущество страны на долгосрочную перспективу.
Желаю Горному совету и Торгово-промышленной палате плодотворной совместной работы.
Спасибо за внимание.
См. также